Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»

Светлана Алексеенко
Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»

Цель:

Создать условия для прослушания музыкальных произведений, доступных для восприятия образов классической, народной музыки через творчество П. И. Чайковского

Задачи:

1. Формировать у детей навык культуры слушания, музыкального вкуса, оценочное отношение к содержанию произведений в процессе

накопления слуховых впечатлений.

2. Стимулировать и развивать танцевальное творчество детей.

3. Формировать осознанную потребность в танцевальной активности и физическом совершенстве.

4. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах.

5. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в процессе решения задач.

6. Развивать познавательную активность, любознательность, речевое творчество детей.

7. Воспитывать уверенность, чувство собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

Разучить песенку «Веселые путешественники».

Приготовить ребусы c названием произведений.

Приготовить презентации: «Зимнее утро», «Нянина сказка», «Баба Яга», «Камаринская».

Организовать совместную деятельность с родителями в приготовлении афиши, кассы для продажи билетов, входных билетов, номерков мест, фишек, медалей победителям в творческом танцевальном задании.

Разучить с детьми партии для игры на музыкальных инструментах.

Разучить с детьми движения для исполнения общего танца.

Оборудование:

фортепиано, компьютер, мультимедийная установка, магнитофон, детские музыкальные инструменты, портрет П. И. Чайковского, театральная касса, билеты с номером места, медали лучшей танцевальной паре, ребусы.

Организационный момент:

Воспитатель сообщает детям о том, что детский сад получил большую афишу-приглашение для всех ребят в «Музыкальную гостиную». Необходимо добраться до «Музыкальной гостиной» на каком либо транспорте.

Дети предлагают поехать на автобусе, организуют посадку в автобус, двигаются по коридору детского сада в музыкальный зал с песней «Веселые путешественники»

У дверей музыкального зала воспитатель организует игру «Касса»

Ребята приобретают билетики в «Кассе» у кассира-ребенка, показывают билет контроллеру-ребенку и проходят, занимают места в зале согласно номеру на билете.

Основная часть занятия

Музыкальный руководитель:

«Льется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Словно звуков половодье

Захлестнуло все вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук». К. Ибраев.

Сегодня отправимся в путешествие по страницам «Детского альбома» великого русского композитора П. И. Чайковского, портрет которого перед вами. Что вы знаете об этом композиторе? Когда жил этот композитор? В какой стране он жил? Сколько лет бы ему было сегодня, если бы дожил до наших дней?

Дети: П. И. Чайковский жил в России. Ему было бы много лет

Музыкальный руководитель: Но так долго люди не живут, живет память о них. Живет музыка написанная композитором. Имя Петра Ильича Чайковского известно миллионам людей, как в нашей стране, так и в других странах. Его музыка замечательна тем, что композитор удивительно точно передает в ней многообразие человеческих чувств, переживаний. Его произведения передают радость, страдания, надежду или отчаяние.

В основе музыки Чайковского лежит неисчерпаемая любовь к жизни, к Родине.

Композитор написал цикл легких детских пьес, которые объедены одним названием: «Детский альбом». В пьесах, вошедших в альбом, композитор рассказывает о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказочных героях и путешествиях.

Зимние забавы.

Снег в лесу и на аллеях,

И река покрылась льдом.

Одевайтесь потеплее-

И на улицу бегом.

Саньке – санки, Лизе – лыжи,

Кольке — клюшки и коньки.

Наступили для детишек

Благодатные деньки. (Татьяна Гусарова)

Как на горке, на горе.

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, кто по снегу.

С горки — ух, на горку — ух,

Бух! Захватывает дух! (А. Прокофьев)

Сейчас мы послушаем пьесу «Зимнее утро». Слушая произведение Чайковского, обратите внимание на слайды. Что изображено? Созвучны ли картины стихотворениям и музыке? Какие краски используют художники в своей работе? Какое время дня изображено на них? Какое настроение передает П. И. Чайковский в своем произведении?

Звучит произведение «Зимнее утро». Демонстрируется презентация «Зимнее утро»

Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящие.

Игра «Выбери слово»

Слова: страшная, нежная, грустная, воздушная, ритмичная, мелодичная, сказочная, печальная, торжественная, грациозная, радостная, веселая, праздничная

Дети:

Музыка звучала светлая, чистая, радостная, воздушная, веселая.

Радость можно почувствовать, катаясь на санках, на лыжах, на коньках, играя в снежки.

Музыкальный руководитель: Чтобы узнать, какое следующее произведение Чайковского мы будем слушать, вам необходимо отгадать ребус. В нем зашифровано название.

Я Н А Н И Н

2 1 6 5 4 3

А З К С А К

3 4 5 1 6 2

Дети разгадывают ребус.

Музыкальный руководитель:

Правильно, пьеса называется «Нянина сказка». Композитор передает образ ласковой няни, рассказывающей сказку детям. Вначале, пьеса имеет неторопливый, плавный характер, напевную мелодию народного склада. Слышны интонации голоса, равномерная речь, повествующая о событиях в сказке. По мере изменения событий, меняется окраска музыки, нарастает тревога, усиливаются интонации. Музыка изображает волнение, страх, который чувствует слушатель. К концу рассказа няни, сюжет сказки меняется, добро побеждает зло. Голос няни становится ровным, спокойным. Сказка завершается счастливым концом. Представьте образ няни. Какой характер у произведения? О каких героях могла рассказывать няня?

Звучит пьеса «Нянина сказка», демонстрируется презентацию к ней.

Дети:

Няня может рассказывать о русских богатырях, о бабе Яге.

Музыкальный руководитель: Одним из героев, о котором рассказывала няня, могла быть героиня следующего произведения. Её имя зашифровано в новом ребусе.

А Б Б А

2 1 3 4

Г Я А

2 1 3

Дети разгадывают ребус.

Музыкальный руководитель: Правильно, это баба Яга.

Слушая пьесу, обратите внимание на образ бабы Яги, который передает Чайковский.

Образ зловещей ведьмы, похитительницы детей, повелительницы зверей и разных лесных тварей изображает пьеса. Слышны колючие, зловещие аккорды, настойчивые злые возгласы на фоне низких, мрачных, рокочущих басов. Музыка, как бы стремится сломить всякие препятствия на своем пути, с бешенством и злобой уничтожить все доброе.

Звучит произведение «Баба Яга». Демонстрируется презентация «Баба Яга».

Дети: «Баба Яга злая, коварная, лохматая, летает в ступе.

Образ бабы Яги, изображенный художниками на картинах, совпадает с характером музыки Чайковского»

Произведения Чайковского пронизаны любовью к Родине, к русским обычаям, к народу. Композитор собирал и записывал народные мелодии, песни, и на их основе создавал свои произведения. Так появилась пьеса «Камаринская». Послушаем и посмотрим презентацию «Камаринская».

Какой характер имеет эта пьеса?

Дети:

«Камаринская имеет веселый характер, в ней звучит быстрая музыка»

Музыкальный руководитель: Правильно, веселый, задорный, танцевальный. Это - русская пляска. Темп музыки сначала сдержан, затем ускоряется. Быстрый темп пьесы подчеркивается короткими аккордами. Громкость звучания усиливается в разгар пляски и стихает к концу.

А сейчас, ребята, исполнят пьесу «Камаринская» на детских музыкальных инструментах.

Дети берут детские музыкальные, шумовые и деревянные инструменты и исполняют вместе с музыкальным руководителем пьесу «Камаринская».

Музыкальный руководитель: Путешествуя по странам Европы, П. И. Чайковский собирал музыку народов разных стран, чтобы использовать ее в своих произведения. В «Детский альбом» Чайковского, вошли пьесы композитора «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка». Вы разучили танец на музыку «Неаполитанской песенки». Какой характер имеет эта пьеса? Какого жанра это музыкальное произведение?

Дети:

«Музыка «Неаполитанской песенки» веселая, относится к танцевальному жанру.»

Музыкальный руководитель: Правильно, она имеет танцевальный характер. Мальчики, приглашайте девочек для исполнения танца.

Исполняется общий танец «Веселые итальянцы».

Музыкальный руководитель: И в заключение нашей встречи в «Музыкальной гостиной», я предлагаю вам под звуки вальса придумать танцевальные движения. Проведем конкурс «Придумай движения вальса». К какому жанру относится вальс? Какой характер имеет вальсовая музыка?

Дети:

«Вальс - это танец, плавного неторопливого характера»

Музыкальный руководитель: Вальс – это изящный плавный танец. Для выполнения задания разделимся на 2 команды.

Первая команда придумывает и исполняет танцевальные движения, вторая команда, получив жетоны, оценивает танцующих детей.

Звучит «Вальс» Чайковского.

Дети первой команды выполняют задание. Дети второй команды оценивают, вручают свои жетоны понравившейся паре. Подсчитываются жетоны каждой пары, выявляются победители первой команды. Игра повторяется - команды меняются ролями. В завершение творческого задания пары, получившие большее количество жетонов, становятся победителями и награждаются медалями «Лучшая танцевальная пара»

Заключительная часть:

Музыкальный руководитель: Ребята, с творчеством какого композитора мы сегодня познакомились в музыкальной гостиной? Какое из произведений больше всего вам запомнилось и понравилось?

Дети:

«Мы знакомились с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Мы играли на музыкальных инструментах под знакомую мелодию «Камаринская». Познакомились с произведением «Зимнее утро», «Нянина сказка», «Баба Яга». Танцевали под мелодию «Неаполитанской песенки».

Музыкальный руководитель: Что в «Музыкальной гостиной» было самым интересным для вас? С каким настроением вы покидаете музыкальную гостиную сегодня?

Дети: Очень нравится играть на музыкальных детских инструментах, танцевать. Покупать билеты в кассе. Дети описывают своё настроение.

Музыкальный руководитель: А теперь, уважаемые посетители «Музыкальной гостиной», прошу проследовать вас в автобус и доброго вам пути.

До новых встреч!

Дети с песней «Веселые путешественники» организованно покидают зал.

Публикации по теме:

«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.

Дидактическая игра «Музыкальный чудо-дом»Дидактическая игра «Музыкальный чудо-дом» идактическая игра «Музыкальный чудо-дом» ФИО автора: Наумова Наталия Александровна ДОУ: МБДОУ детский сад №201 городского округа Самара.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 09:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...