МААМ-картинки

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников (1 фото)

Елена Потапова
Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников

Введение

Актуальность исследования

В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи.

Публикация «Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников» размещена в разделах

Формирование речи у дошкольников является важной, и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной диалогической речью для дошкольников.

Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон, и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Именно в дошкольном возрасте идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Желательно устранить их ещё до начала обучения в школе, иначе дефекты закрепятся, и ребёнок будет писать так, как говорит. В итоге — неизбежные ошибки в письме.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребёнка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований делают вывод, об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В XX в. такие исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано, и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребёнка, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно - действенным, или предметно-действенным. Такое мышление можно назвать «ручным», ведь только манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребёнок, тем скорее он перейдет ко второму этапу — наглядно - образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами.

Третий этап — словесно - логическое, или абстрактное, мышление. Задачи решаются в уме. Мышление оперирует суждениями, понятиями, умозаключениями, сопровождается речью. Все виды мышления связаны между собой.

Известный физиолог И. П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука». [2]

Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, точности, координации, пластичности движений пальцев рук и кисти, приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Необходимо создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Эту тему поднимали в своих работах М. И. Аксенова, А. В. Антонова, О. С. Бот и, Н. А. Бернштейн, М. М. Кольцова, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев и др. Комплексы упражнений для развития ручной умелости предлагают в своих работах С. Е. Гаврина, Ю. Р. Силкин, О. Ю. Узорова,И. К. Шилкова, Л. В. Филиппова и др. [14]

В современных программах воспитания и обучения в детском саду, работа по развитию связной диалогической речи не является приоритетной, и ей не уделяется должного внимания. Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие педагоги, специалисты и родители.

К одному из эффективных способов развития связной диалогической речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры.

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, так как, театрализованные игры повышают эмоциональный подъём, жизненный тонус ребёнка, и ребёнок чувствует себя раскованно, свободно.

Следовательно, проблема повышения эффективности работы по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.

Цель исследования: изучить возможности использования пальчикового театра в развитии связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является диалогическая речь детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра.

Исходя из поставленной цели исследования, выделены следующие

задачи исследования:

1. Обосновать теоретическую и практическую значимость проблемы развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.

2. Выявить уровень развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста.

3. Обобщить, и внедрить систему упражнений и игр, с использованием пальчикового театра, направленных на развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста.

4. Проверка эффективности предложенной системы работы.

Методы:

• анализ психолого - педагогической литературы;

• Наблюдение;

• Тестирование;

Диагностика.

Практическая значимость исследования: подобранные игры с использованием пальчикового театра могут быть использованы педагогами дошкольных организаций, с целью развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы применения пальчикового театра, как средства развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет телевидение и компьютер, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой, в нашем обществе.

Как общаются наши дети? Обиходный словарь, рубленые фразы. Что же говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать сюжет фильма, или историю, услышанную от кого - либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать - то есть изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно - образное оформление речи.

Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме, и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов, и родителей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью, и ролью в формировании личности. Именно в связной речи - реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной диалогической речью составляет важнейшее условие, успешной подготовки детей к обучению в школе.

Связная речь, по мнению С. Л. Рубинштейна – это адекватность речевого оформления мысли говорящего, или пишущего, с точки зрения её понятности для слушателя или читателя.

Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием четырёх основных групп связей:

• логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению;

• функционально - стилевых отнесённость речи к партнёрам общения;

• психологических – отнесённость речи к сферам общения;

• грамматических – отнесённость речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату, и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей, и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается диалогической, если для неё характерны:

• содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

• точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

• логичность (последовательное изложение мыслей);

• ясность (понятность для окружающих);

• правильность, чистота (разнообразие).

Диалогическая речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге, и монологе.

Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идёт речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – мимика, жесты, а также средства интонационной выразительности.

Под монологической речью понимается связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких - либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, грамматической, лексической.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка - дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, театрализованная и другие виды деятельности.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы, - и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Выразительность речи дошкольника включает в себя вербальные, и невербальные средства.

К вербальным относят: интонация, лексика, синтаксис.

К невербальным: поза, жесты, мимика.

Для успешного развития связной и диалогической речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, и взгляды.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей, подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной диалогической речи.

На втором и третьем годах жизни ребёнок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребёнка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями, и игрой.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З. М. Богуславская, и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек, они учатся, причём незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в кошек, собачек, зайчиков, и других животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Медведица и медвежата», «Наседка и цыплята», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: А. Барто «Игрушки», «Котик и козлик» В. Жуковского и другие.

Формируя интерес к играм - драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки, и другие литературные произведения.

У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного, и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного, запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведётся работа над соблюдением единства и адекватности речи, жестов, мимики, пантомимики. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 - 3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок, небольших текстов с помощью взрослого, и со зрительной опорой.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух - четырёх действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком, и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя пальчиковый театр. Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий, потешка «Кисонька - мурысенька».

У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создает благоприятные условия для проведения игр - драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребёнка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, запомнить текст произведения.

У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь, на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами - антонимами, словами – синонимами.

Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия, или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.

У дошкольников 6 - 7 лет игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребёнок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения обдумывать сои слова, сдерживать свои движения.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Поэтому необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своём творчестве.

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров

«Театральные встречи», «Любимые сказки», беседы, консультации, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов.

Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребёнок может побыть один и «прорепетировать» какую - либо роль, или ещё раз посмотреть иллюстрации.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной диалогической речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к сопереживанию, состраданию, активизируют мышление и воображение.

Для успешного развития связной диалогической и выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды.

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников
Опубликовано: 16 июня 2022 в 14:57
+153Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД