Типы воспитания в «проблемной» семье

Гульнара Воробьева
Типы воспитания в «проблемной» семье

В последние годы возрос интерес специалистов различных областей научного знания к семье. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Особенно актуальной темой является воспитание в «проблемной» семье. [5] Ведь в современной России данная категория семей очень распространена и значима. Результатом воспитания в подобных семьях является рост числа детей страдающих неврозами и психопатиями. Это и определило тему нашей статьи, и мы рассмотрим типы воспитания в «проблемных» семьях.

Если оглянуться, можно увидеть, как же все-таки много «жертв неблагополучного воспитания». Из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов возникают психологические проблемы. И главной является положение ребенка в семье, отношение к нему родителей. [6]

Мы проанализировали исследования семей таких ученых как: Э. Арутюнянц, Д. Баумринд, А. Болдуин, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Э. Личко, С. Минухин, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Б. Эльконин и др. и на основе их работ можем дать понятие семьи. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, и социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве общества. В рамках психологического подхода, семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных родственными связями. [5]

Сущность же психологического понятия «проблемная семья» заключается в неспособности продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи, нарушении функциональности, не обеспечивающая личностного роста. В. С. Торохтий разделял такие семьи на 3 типа: конфликтные (в которых члены семьи приходят в столкновение в определенных сферах деятельности, порождая сильные конфликты); кризисные (в семье преобладают непримиримые и враждебные позиции, по отношению друг к другу); и проблемные (появляются трудные ситуации, способные привести к распаду брака). [6]

Воспитание в таких семьях лишено гармоничности, это оказывает неблагоприятное воздействие на психику ребенка, нарушая структуру его реакций и психических процессов. Вследствие чего развивая в ребенке акцентуации характера. Что же является главной причиной такого развития?

Часть авторов полагали, что основной детерминантой в развитии ребенка является – мать. Ведь с момента своего рождения, первым кого видит и чувствует ребенок – это мама. Она ухаживает и общается со своим малышом. Изучением неадекватного материнского отношения занимался А. И. Захаров, и он выделил 4 типа «неправильного» воспитания:

1. Отношение матери к сыну как к «замещающему» мужа: требование активного внимания к себе, желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

2. Гиперопека и симбиоз: преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка, навязчивое желание привязать его к себе. Максимальный контроль и ограничение, желание всё сделать за него, предохранить от опасностей жизни.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. При нежелательном поведении ребёнку демонстрируется: «он такой не нужен, мама такого не любит». Родители прямо не выражают недовольства; с ним не разговаривают, его подчёркнуто игнорируют, говорят о нем в третьем лице. Послушание достигается ценой обесценивания «я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребёнок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный» и т. д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом оказаться виновным в неблагополучии родителей, отношениями зависимости. [1]

А. Э. Личко и Э. Г. Эйдемиллер изучали детско-родительские отношения, в которых дети имели акцентуации характера и психопатии. Они выделяли такие типы воспитания: гипопротекцию, доминирующую гиперпротекцию, потворствующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение и повышенную моральную ответственность. [3,8]

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением, иногда полная безнадзорность; недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле, но реальной невключённости в жизнь ребёнка.

Доминирующая гиперпротекция – обострённое внимание и забота о ребёнке, сочетающаяся с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Это усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное обожание, результирующее высокий уровень притязаний.

Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей ребёнка, жестокое обращение с ним, глобальное недовольство.

Повышенная моральная ответственность – несоответствие возрасту и реальным возможностям ребёнка требований бескомпромиссной честности, чувства долга, ответственности за благополучие близких, ожидания больших успехов, но в тоже время игнорирование реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаток внимания к его психофизическим особенностям. [3,8]

В. И. Гарбузов же с соавторами выделял три типа «проблемного» воспитания, практикуемых родителями, дети которых уже в дошкольном возрасте страдают неврозами.

Воспитание по типу А – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. Иногда отказ от ребенка. Но наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б – тревожно-мнительные концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди окружающих, ожидании успехов в их детской деятельности. Родители стремятся к многопрофильному развитию, но вовсе не учитывают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Воспитание по типу В – «единственный», «смысл жизни», «кумир» – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда даже в ущерб другим детям или членам семьи. [7]

Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутрисемейных отношениях, а особенно в отношениях ребенка и взрослого, несет впоследствии патологическое развитие личности, наличие неврозов и психопатий у детей. Психологами и педагогами разрабатываются методы и программы коррекции этих отклонений. А также написаны рекомендации для построения гармоничных отношений между детьми и родителями.

Мы приводим краткую памятку рекомендаций, направленных на смягчение негативного эмоционального отношения матери и других членов семьи к ребенку; уменьшение доминантности и излишней концентрации на ребенке; повышение эмоционального принятия; изменение восприятия ребенка в сторону более позитивного и оптимистичного; освоение родителями эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребенка. [2]

Ковалев Г. А. советует родителям строить отношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; избегать, чрезмерной мягкости, и завышенных требований; стоит избегать слов «нет» и «нельзя»; полностью выслушивать то, что хочет сказать ребёнок. [2]

Захаров А. И. советует давать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть, употребляйте такие выражения, как «Ты самый любимый», «Какое счастье, что ты у нас есть»; вслед за наказанием давать позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия»; стремиться создавать у вашего ребёнка адекватную самооценку, используя разнообразные речевые формулы в общении с детьми. [1]

Мы считаем, что ребенку нужно уделять достаточно внимания, чаще хвалить, не допуская ссор в присутствии ребёнка; избегать физического наказания; не стоит давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям. Мы не рекомендуем испытывать доверие своего ребенка, ведь родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем получают неуважение со стороны детей; а также говорить то, чего вы на самом деле не желаете своему ребенку, т. к. многие из тех установок, которые они получают, в дальнейшем определяет их поведение. И самое главное любите ребенка таким, какой он есть.

Данные рекомендации являются лишь частью психологического воздействия на категорию «проблемных» семей. Большую роль в коррекции отношений ребенка и родителей, а также коррекции неврозов и психопатий играют методы и программы, разработанные современными учеными. Поскольку количество проблемных семей увеличивается, а следовательно меняется будущее и настоящее общества в целом.

Список используемой литературы:

1. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб.: Изд-во «Речь», 1995. - 271с.

2. Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности. М.: - Владос-пресс, 1981. – 245с.

3.. Личко А. Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – М. ; «Академия» 1983. - 160с.

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408с.

5. Н. Н. Посысоева. Основы психологии семьи и семейного консультирования–под ред. М.: Владос-пресс, 2004. - 328с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под. ред. Е. Г. Силяевой. – М.:Изд. центр «Академия», 2005.- 192с.

7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М,:Владос-пресс, 2005. – 511с.

8. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – Спб.: Фолиум, 1996. - 228с.

Публикации по теме:

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Семья — как много значит это слово!Семья — как много значит это слово! Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Типы воспитания в «проблемной» семье
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 11:24
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...