Лучший педагог года

Типы воспитания в «проблемной» семье

Гульнара Воробьева
Типы воспитания в «проблемной» семье

В последние годы возрос интерес специалистов различных областей научного знания к семье. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Особенно актуальной темой является воспитание в «проблемной» семье. [5] Ведь в современной России данная категория семей очень распространена и значима. Результатом воспитания в подобных семьях является рост числа детей страдающих неврозами и психопатиями. Это и определило тему нашей статьи, и мы рассмотрим типы воспитания в «проблемных» семьях.

Публикация «Типы воспитания в „проблемной“ семье» размещена в разделах

Если оглянуться, можно увидеть, как же все-таки много «жертв неблагополучного воспитания». Из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов возникают психологические проблемы. И главной является положение ребенка в семье, отношение к нему родителей. [6]

Мы проанализировали исследования семей таких ученых как: Э. Арутюнянц, Д. Баумринд, А. Болдуин, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Э. Личко, С. Минухин, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Б. Эльконин и др. и на основе их работ можем дать понятие семьи. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, и социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве общества. В рамках психологического подхода, семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных родственными связями. [5]

Сущность же психологического понятия «проблемная семья» заключается в неспособности продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи, нарушении функциональности, не обеспечивающая личностного роста. В. С. Торохтий разделял такие семьи на 3 типа : конфликтные (в которых члены семьи приходят в столкновение в определенных сферах деятельности, порождая сильные конфликты); кризисные (в семье преобладают непримиримые и враждебные позиции, по отношению друг к другу); и проблемные (появляются трудные ситуации, способные привести к распаду брака). [6]

Воспитание в таких семьях лишено гармоничности, это оказывает неблагоприятное воздействие на психику ребенка, нарушая структуру его реакций и психических процессов. Вследствие чего развивая в ребенке акцентуации характера. Что же является главной причиной такого развития?

Часть авторов полагали, что основной детерминантой в развитии ребенка является – мать. Ведь с момента своего рождения, первым кого видит и чувствует ребенок – это мама. Она ухаживает и общается со своим малышом. Изучением неадекватного материнского отношения занимался А. И. Захаров, и он выделил 4 типа «неправильного» воспитания :

1. Отношение матери к сыну как к «замещающему» мужа: требование активного внимания к себе, желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

2. Гиперопека и симбиоз: преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка, навязчивое желание привязать его к себе. Максимальный контроль и ограничение, желание всё сделать за него, предохранить от опасностей жизни.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. При нежелательном поведении ребё нку демонстрируется: «он такой не нужен, мама такого не любит». Родители прямо не выражают недовольства; с ним не разговаривают, его подчёркнуто игнорируют, говорят о нем в третьем лице. Послушание достигается ценой обесценивания «я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребёнок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный» и т. д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом оказаться виновным в неблагополучии родителей, отношениями зависимости. [1]

А. Э. Личко и Э. Г. Эйдемиллер изучали детско-родительские отношения, в которых дети имели акцентуации характера и психопатии. Они выделяли такие типы воспитания : гипопротекцию, доминирующую гиперпротекцию, потворствующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение и повышенную моральную ответственность. [3,8]

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением, иногда полная безнадзорность; недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле, но реальной невключённости в жизнь ребёнка.

Доминирующая гиперпротекция – обострённое внимание и забота о ребёнке, сочетающаяся с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Это усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное обожание, результирующее высокий уровень притязаний.

Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей ребёнка, жестокое обращение с ним, глобальное недовольство.

Повышенная моральная ответственность – несоответствие возрасту и реальным возможностям ребёнка требований бескомпромиссной честности, чувства долга, ответственности за благополучие близких, ожидания больших успехов, но в тоже время игнорирование реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаток внимания к его психофизическим особенностям. [3,8]

В. И. Гарбузов же с соавторами выделял три типа «проблемного» воспитания, практикуемых родителями, дети которых уже в дошкольном возрасте страдают неврозами.

Воспитание по типу А – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. Иногда отказ от ребенка. Но наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б – тревожно-мнительные концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди окружающих, ожидании успехов в их детской деятельности. Родители стремятся к многопрофильному развитию, но вовсе не учитывают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Воспитание по типу В – «единственный», «смысл жизни», «кумир» – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда даже в ущерб другим детям или членам семьи. [7]

Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутрисемейных отношениях, а особенно в отношениях ребенка и взрослого, несет впоследствии патологическое развитие личности, наличие неврозов и психопатий у детей. Психологами и педагогами разрабатываются методы и программы коррекции этих отклонений. А также написаны рекомендации для построения гармоничных отношений между детьми и родителями.

Мы приводим краткую памятку рекомендаций, направленных на смягчение негативного эмоционального отношения матери и других членов семьи к ребенку; уменьшение доминантности и излишней концентрации на ребенке; повышение эмоционального принятия; изменение восприятия ребенка в сторону более позитивного и оптимистичного; освоение родителями эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребенка. [2]

Ковалев Г. А. советует родителям строить отношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; избегать, чрезмерной мягкости, и завышенных требований; стоит избегать слов «нет» и «нельзя»; полностью выслушивать то, что хочет сказать ребёнок. [2]

Захаров А. И. советует давать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть, употребляйте такие выражения, как «Ты самый любимый», «Какое счастье, что ты у нас есть»; вслед за наказанием давать позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия»; стремиться создавать у вашего ребёнка адекватную самооценку, используя разнообразные речевые формулы в общении с детьми. [1]

Мы считаем, что ребенку нужно уделять достаточно внимания, чаще хвалить, не допуская ссор в присутствии ребёнка; избегать физического наказания; не стоит давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям. Мы не рекомендуем испытывать доверие своего ребенка, ведь родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем получают неуважение со стороны детей; а также говорить то, чего вы на самом деле не желаете своему ребенку, т. к. многие из тех установок, которые они получают, в дальнейшем определяет их поведение. И самое главное любите ребенка таким, какой он есть.

Данные рекомендации являются лишь частью психологического воздействия на категорию «проблемных» семей. Большую роль в коррекции отношений ребенка и родителей, а также коррекции неврозов и психопатий играют методы и программы, разработанные современными учеными. Поскольку количество проблемных семей увеличивается, а следовательно меняется будущее и настоящее общества в целом.

Список используемой литературы:

1. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб. : Изд-во «Речь», 1995. - 271с.

2. Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности. М. : - Владос-пресс, 1981. – 245с.

3.. Личко А. Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – М. ; «Академия» 1983. - 160с.

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408с.

5. Н. Н. Посысоева. Основы психологии семьи и семейного консультирования–под ред. М. : Владос-пресс, 2004. - 328с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под. ред. Е. Г. Силяевой. – М. :Изд. центр «Академия», 2005.- 192с.

7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М, :Владос-пресс, 2005. – 511с.

8. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – Спб. : Фолиум, 1996. - 228с.

Публикации по теме:

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Семья — как много значит это слово!Семья — как много значит это слово! Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Типы воспитания в «проблемной» семье
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 11:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД