Лучший педагог года

Толерантность. Средства воспитания толерантного поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте.

Оксана Горскина
Толерантность. Средства воспитания толерантного поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте.

МБДОУ ЦРР Д/С № 25 «РОДНИЧОК»

Консультация

«Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста»

Составила: Горскина О. А.

Толерантность (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Публикация «Толерантность, Средства воспитания толерантного поведения, Формирование толерантности в дошкольном возрасте,» размещена в разделах

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, групп, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, то есть толерантность.

В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие.

В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание – существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.

В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы.

Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях.

Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениями, которых требуется от нас жизнь.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

- в испанском язык оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим;

- в русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Толерантность как основополагающий принцип морали: «Мы обречены на толерантность». Определение толерантности можно сформулировать так : помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность.

Основа содержания этой деятельности:

1) формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самооценкой, неповторимой личности.

2) Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себе с ними, выделение сходства и различия.

3) Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т. п.).

4) Воспитание активной жизненной позиции на основе:

- осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;

- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

- осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решения; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- интереса к жизни других людей;

- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норм», «требования», «традиции»).

Средства воспитания толерантного поведения :

- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосфера добра и взаимопонимания;

- гармонизация отношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, детский сад-семья, семья-ребенок-школа-социум) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей;

- культивирование ценностей другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

- концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

- использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;

- примеры великого братстве народов, подвигов во имя людей: воины и их последствия;

- организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую активность. Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности – признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, собственные функции.

Взрослый выделяет как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении, целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.

На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Содержание воспитательного процесса посредствам тематических циклов реализуется в различных возрастных группах.

Во второй младшей группе представлен тематический блок «Я и мои близкие», обеспечивающий реализацию содержания воспитательного процесса в специально организованных видах деятельности посредством игровой формы организации деятельности взрослых и детей.

Тема 1. «Я и мои друзья».

Тема 2. «Я доверяю другому»

Тема 3. «Мне нравится слушать тебя».

Тема 4. «Играю с тобой».

Тема 5. «Я люблю эту книгу (мультфильм, картинку и т. п.)».

В средней группе содержание представлено тематическим блоком «Я и образ другого», реализуемым посредствам традиционных, сложившихся в культуре способов общения, диалогов, взаимодействий с другим.

Тема 1. «Другой, такой как я».

Тема 2. «Я и папа (мама) понимаем друг друга».

Тема 3. «Сочувствие другому».

Тема 4. «Сочувствие другу».

Тема 5. «Ценность - антиценность».

Тема 6. «Мы играли и обнаружили…».

В старшей группе содержание представлено тематическим блоком «В моей семье и в культуре других», реализуемым посредством сценариев, сюжетами которых являются эпизоды из литературных произведений «оживленных» фрагментов изобразительных произведений, придуманных детьми как их творчество и реально пережитых.

Тема 1. «Конфликт в семье».

Тема 2. «Детская ссора».

Тема 3. «Культурная традиция принятия гостей».

Тема 4. «Добрый-злой в сказках различных народов».

Тема 5. «Пойми другого».

Тема 6. «Ты не такой как я (национальность)».

Тема 7. «Принимаю тебя (куда, какого, как)».

Источники:

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика.

Толерантность, С. Г. Ильинская

Толерантность. Введение в проблему, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в 1 младшей группе на год Сетябрь1. Консультация "В группу поступил новый ребенок" 2. Знакомство с условиями жизни детей в семье. 3. Ознакомление родителей с условиями.

Выставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасностиВыставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасности Выставка "Осторожно огонь" - детских рисунков по пожарной безопасности была проведена с 21 по 31 января 2013г. в соответствии плана работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантность. Средства воспитания толерантного поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте.
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 19:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД