Папки-передвижки

Третьяковская галерея в дошкольном учреждении. Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей с изобразительным искусством

Лидия Пантелеева
Третьяковская галерея в дошкольном учреждении. Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей с изобразительным искусством

Третьяковская галерея в дошкольном учреждении

Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей с изобразительным искусством

Как приобщить дошкольников, живущих далеко от художественных музеев и картинных галерей, к изобразительному искусству? Над этой проблемой мы «бились» несколько лет и в результате разработали систему занятий для старших дошкольников, способствующих формированию у них первоначальных представлений о живописи и позволяющих дать им элементарный зрительский опыт. Хочется надеяться, что опыт работы (предлагаемая система апробирована не только в нашем детском саду, но и в детских садах №42 и 48 г. Сатки, Челябинской области) может оказаться интересным для воспитателей сельских дошкольных учреждений.

Публикация «Третьяковская галерея в дошкольном учреждении, Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей с изобразительным искусством» размещена в разделах

Материалы, которые мы используем на занятиях (репродукции, открытки, аудиозаписи, можно найти даже в отдаленных от больших городов насе-ленных пунктах.

Все занятия, кроме заключительного, проводятся в группе, а «Экскурсия в картинную галерею» организуется в специально подготовленном для этого зале (окна затягиваем плотной темно-зеленой тканью, к которой прикрепля-ем репродукции с живописных полотен).

Смена деятельности на занятиях (рассматривание репродукций; стоящих на мольбертах; слушание музыки; заучивание стихов; рассматривание открыток и игра с ними «Найди и покажи», а также непринужденная обстановка (дети сидят то на ковре, то за столами) позволяют удерживать внимание детей достаточно долго, увеличивают их работоспособность.

Незадолго до первого занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом «Третьяковская галерея» (М. : Искусство, 1989) и рассказывает о ее создателе Павле Михайловиче Третьякове.

«Давно, больше стал лет назад, жил в Москве очень богатый купец, который любил живопись. Звали его Павел Михайлович Третьяков. Он покупал картины русских художников и развешивал их на стенах своего дома. Картин со временем стало так много, что рассматривать их было неудобно. Тогда Павел Михайлович решил построить для них специальный дом — картинную галерею. Вот такое здание (показывает репродукцию, похожее на старинный русский теремок, появилось за Москвой-рекой в Лаврушинском переулке. Крышу галереи сделали стеклянной, чтобы свет падал с потолка и краски на картинах не выгорали».

Далее воспитатель рассматривает с детьми фотографии интерьеров галереи., обращая внимание на то, что в галерее много замечательной красивой мебели и скульптур.

«Сто лет назад П. М. Третьяков подарил галерею своему любимому городу — Москве. С той поры много людей посетило этот удивительный храм искусства. Перед ним стоит памятник ее создателю; а называется картинная галерея Третьяковской (показывает фотографию). Если будете в Москве, обязательно побывайте там».

Занятие 1. Пейзажи Исаака Левитана

Цель. Познакомить с особенностями пейзажа как жанра, с творчеством И. Левитана. Формировать эстетическое отношение к природе.

Материал. Репродукции картин «Март» и «Весна, большая вода»; набор открыток «И. Левитан» (М. : Правда, 1989) и другие открытки с репродукциями пейзажей.

Ход занятия

Дети сидят на ковре перед мольбертом.

Воспитатель. Недавно вы узнали о необычном здании в Москве, где собрано много картин, скульптур, мебели. Как называется это здание? (Третьяковская галерея.) Кто основал Третьяковскую галерею? (Павел Михайлович Третьяков.) П. М. Третьяков очень любил живопись И. Левитана и собрал в своей галерее много его картин (выставляет репродукцию «Март»). Какое время года изобразил художник? Как вы догадались? Ясный или пасмурный день на картине? Почему вы так думаете? Что нарисовал художник теплыми красками? {Дорогу, лошадку, стену дома, отсветы солнца на деревьях.) Что изображено холодными красками? (Тени от деревьев, снег.)

А теперь послушайте стихотворение С. Маршака «Март». («Снег теперь уже не тот.»). Картина, которую мы только что рассматривали, тоже называется «Март». (Выставляет на мольберт репродукцию «Весна, большая вода».) По-смотрите: яркое весеннее солнце растопило снег. Тонкие березки отражаются в воде, в которой как будто утонуло голубое небо. Берег, качающийся у кромки еще холодной воды челнок, деревушка вдали — все согревается под ласковыми солнечными лучами, все пробуждается от долгого зимнего сна. Дети садятся за столы, на которых разложены открытки из набора (по

две на каждого ребенка). Звучит пьеса П. И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Времена года» (в аудиозаписи). Дети под музыку рассматривают открытки, а воспитатель беседует с каждым ребенком индивидуально. Дети учат наизусть стихотворение Александра Кушнера «Пейзаж» :

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

В конце занятия подводятся его итог (что нового узнали; в каком жанре по преимуществу работал И. Левитан).

Занятие 2. Натюрморт

Цель. Познакомить с особенностями натюрморта как жанра; продолжать знакомить с выразительными средствами ЖИВОПИСИ. Формировать понимание ценности натюрморта.

Материал. Репродукции картины П. Кончаловского «Сирень», И. И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», Петрова-Водкина «Ветка яблони. Розовый натюрморт»; наборы открыток Натюрморт в западноевропейской живописи» (Л. : Аврора, 1988) и «Голландии натюрморт XVII века» (Москва Искусство 1987); фотография с изображением Третьяковской галереи; грамзапись «Вальс» E. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Ход занятия

ДЕТИ сидят на ковре перед мольбертом

Воспитатель показывает фотографию с изображением Третьяковской галереи.

Воспитатель. Как называется это здание Что вы знаете о галерее? Репродукции с каких картин, находящихся в Третьяковской галерее вы уже рассматривали? (с пейзажей Левитана.) А сегодня мы рассмотрим натюрморты. (На мольберт выставляется репродукция с картины П. Н. Кончаловского «Сирень».) Что изобразил художник на этой картине? Как называются эти цветы? Видите отдельные цветочки? Какого цвета лепестки? А зачем художник рисует цветы? Может быть, лучше любоваться настоящими цветами? (Настоящие цветы завянут, а нарисованные будут цвести вечно, радуя нас и многих других людей.) Как бы вы назвали эту картину? (На мольберт выставляется репродукция с картины И. _И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».) Что нарисовал художник? (Калачи, булки, каравай, куличи, баранки, t сухари и пирожные в вазе.) Как вы думаете: как художник готовился к работе над картиной? (Приготовил хлебы, стол, полку, ткань, вазу, натянул холст, взял кисти и краски.) Закройте глаза и представьте, что все нарисованное стало настоящим. Какой запах вы чувствуете? Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать разные хлебы? Теплые это краски или холодные? Любуется художник красотой хлеба и нам дает возможность любоваться ею. Разный хлеб пекли в России, в том числе и в Москве. А хлеб и вообще всякую еду раньше называли снедью. И картина Машкова называется «Снедь московская. Хлебы». (На мольберт выставляется репродукция с картины «Розовый натюрморт. Ветка яблони» К. С. Петрова-Водкина.) Вот еще один натюрморт, называется он «Ветка яблони». Почему он так называется? Что еще изображено на картине? Каких красок больше на картине — холодных или теплых? Второе название этой картине Петров-Водкин дал «Розовый натюрморт». Почему? (Розовый отблеск на скатерти.)

Мы с вами рассмотрели три репродукции. Как называются такие картины? (Натюрморты.) Вспомните фамилии художников этих картин.

Дети садятся за столы, на которых разложены открытки (по одному на-тюрморту и одному пейзажу на каждого). Звучит «Вальс» Е. Доги (в аудиозаписи). Дети рассматривают открытки. Воспитатель. Сейчас мы выучим стихотворение о натюрморте.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт.

Или все предметы сразу —

Знай, что это натюрморт.

(Александр Кушнер)

Проводится игра «Найди и покажи» (воспитатель читает стихи Кушнера, дети показывают нужные открытки — пейзажи или натюрморты).

В конце занятия подводятся его итоги (что же такое натюрморт, в чем его эстетическая ценность: художник сам видит красоту окружающего и позволяет это сделать нам, не только природы — пейзаж,— но и так называемой «неживой» натуры»).

Занятие 3. Портрет

Цель. Познакомить с особенностями портрета как живописного жанра. Раз-вивать речь, умение использовать сравнения, синонимы, передающие эмоци-ональное отношение к увиденному на картине.

Предварительная работа. Рассматривание репродукции с картины Филатова «Юный живописец» и детских фотографий.

Материал. Репродукции с картин «Мика Морозов» В. Серова, «Портрет сына художника» и автопортрета В. Тропинина; книга Е. Кончина «Как рождается музей» (М. : «Детская литература», 1988); открытки, на которых изображены портреты и натюрморты (по 3 на каждого ребенка); «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского (в грамзаписи).

Ход занятия

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит репродукция автопортрета В. Тропинина (ее можно найти в вышеназванной книге). Предлагает внимательно рассмотреть репродукцию. Кто здесь изображен? Чем занимался этот человек? (Обратить внимание на палитру и кисти).

В каком городе жил этот художник? (обратить внимание на зубчатые стены и высокие башни Кремля).

Воспитатель. Вот что рассказала нам картина, на которой ее автор, художник Василий Тропинин, изобразил самого себя. Это автопортрет.

В. Тропинин написал много портретов, один из них «Портрет сына художника», его звали Арсений, мы сейчас увидим. (Дети садятся на ковер у мольберта, рассматривают картину, затем отвечают на вопросы.) Какое лицо у Арсения? О чем говорят его глаза? (Белым листом прикрыть нижнюю часть лица.) Скажите, почему одна часть лица на портрете светлая, а другая — темная? С какой стороны падает свет? Где художник писал портрет сына — дома или на улице? Как вы догадались? (Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию с картины «Мика Морозов» В. Серова.) Кто из этих мальчиков старше? Как вы догадались? Хочется Мике сидеть смирно в кресле? (Обратить внимание на выражение лица и положение рук на подлокотнике кресла.) Как вы думаете, чем занимался Мика, до того, как его позвали позировать художнику?

Дети садятся за столы и рассматривают открытки, слушая «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского (в грамзаписи). Воспитатель беседует с каждым ребенком отдельно.

Воспитатель. А сейчас мы выучим стихотворение «Портрет».

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет.

(А. Кушнер)

Проводится игра «Найди и покажи». В конце занятия воспитатель подводит его итоги.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Вопросы для беседы с родителями Цель: определить формы работы в повседневной жизни по изобразительной деятельности с детьми; определить формы взаимодействия воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Третьяковская галерея в дошкольном учреждении. Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей с изобразительным искусством
Опубликовано: 27 января 2015 в 18:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД