Трогаю — ощущаю. Вижу — представляю

Инна Зайцева
Трогаю — ощущаю. Вижу — представляю

Цель: Развитие восприятия у детей с ЗПР.

Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников'. Это означает, что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. Еще А. Штраус и Л. Летинен (1947) в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Поэтому уделять внимание именно восприятию через множество его форм и приходится, работая с детьми ЗПР. Я использую тактильное восприятие.

Основной задачей педагогов детского сада в подготовке детей к школе является привитие им коммуникативных качеств – пересказ, составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта. А деткам, находящимся в коррекционных группах – это даётся непросто.

Работая в группе с общим развитием я познакомилась с программой «Предшкола нового поколения» в которую включён раздел: «художественно – эстетического воспитания». Где дети учатся воспринимать, описывать предметы природы через исследовательскую деятельность.

Начав работать с детьми с ЗПР, я решила применить исследовательскую деятельность в описательных рассказах, по средствам бумаги и ткани.

Для составления рассказа по теме «Весна», я использовала следующий приём.

Рассмотрев картину, предложила детям тканевую основу зелёного цвета, попросила детей потрогать, и описать, что они чувствуют. Дети воочию убеждаются, и дают довольно таки разнообразные ответы: «Трава мягкая, шёлковая, нежная и т. д.». Я обращаю внимания детей, что не только трава, но и листва на деревьях весной тоже такая же нежная и т. д.

Затем предлагаю детям взять жёлтый круг, который они будут ассоциировать с весенним солнышком, так как бумага имеет свойство нагреваться, я прошу детей потрогать, какое тёплое весеннее солнышко, дети держат в руках бумагу и действительно ощущают от неё тепло, а вот фольга символизирует ещё холодную реку. Таким образом, у детей уже сформировалось представления о бедующем рассказе, они уже без труда могут сказать, что весной появляется нежная, шелковистая, мягкая травка, светло зелёные листочки на деревьях, а так же они обязательно скажут о том, что светит яркое, тёплое солнышко. Затем дополняем полянку первоцветами и насекомыми.

Таким образом, на мой взгляд, интересно для детей и без особого труда для себя я подвожу ребёнка к описательному образу весны.

Тактильное восприятие помогает не только представлять, но ощущать предметы, что позволяет им дать описательную характеристику предмету или качеству той же природы.

Составляя описательный рассказ о зиме, я использовала бумагу, соответственно синего цвета. Снежинки из наждачной бумаги, кусочки ваты для сугробов, фольга для льдинок. Всё это помогает ощутить и почувствовать ребёнку. Что зимой - колючий снег, пушистые сугробы, скользкий, блестящий лёд. Предметы заменители цветные камешки помогут ребёнку запомнить цвет одежды, а также помогут определить место расположения объекта.

Используя тактильное восприятие в своей работе, я поняла, что детям намного легче составить описательный рассказ, дать характеристику какому – либо предмету, если он ощутит его часть свойств на собственном опыте.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Трогаю — ощущаю. Вижу — представляю
Опубликовано: 19 января 2013 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...