Лучший педагог года

Проект «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный орнамент»

Анна Курникова
Проект «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный орнамент»

Актуальность проблемы

Декоративно – прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского Актуальность проблемы

Декоративно – прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского народа, который веками культивировал именно этот вид искусства в качестве основной формы изобразительного творчества.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикация «Проект „Одежда наших прабабушек, Чувашский национальный орнамент“» размещена в разделах

Воспитание эмоционально – ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение следует начинать в дошкольном детстве.

Реализация второй части (часть, формируемая участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривает знакомство детей с чувашским национальным костюмом во время прохождения тематических циклов «Одежда, головные уборы», «Обувь», «Край родной – Чувашия».

Яркий, праздничный чувашский костюм был не только красив, но и нес в себе глубокий смысл. Прежде всего, его читали как открытую книгу. По женской одежде можно было безошибочно определить замужем ее владелица или нет, узнать материальный достаток ее семьи, к какой территориальной группе (верховым чувашам – вирьял) или тури, средненизовым анат енчи или низовым – анатри) народа она принадлежит.

Народный костюм складывался веками и служит наглядным выражением национальной культуры. Восстанавливать полузабытое, связать прерванную нить поколений – главная проблема современности.

Цели и задачи проекта

Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте, выделение декоративных элементов из целостной орнаментальной композиции, «чтение» информации «закодированной» народными мастерами.

Задачи:

1. Формировать представления о чувашском национальном женском костюме, национальном орнаменте предпосылки к поисковой деятельности.

2. Приобщать к истокам духовной культуры чувашского народа.

3. Воспитывать мотивационно – ценностное отношение ребенка к орнаменту.

4. Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.

Сведения об участниках проекта

Руководитель проекта : Курникова Анна Игоревна, МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники проекта : дети дошкольного возраста с 5-7 лет, родители (законные представители) воспитанников

Условия осуществления проектной деятельности

Продолжительность проекта : среднесрочный

Место реализации проекта : МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», группа для детей старшего дошкольного возраста.

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы и др.

Информационное обеспечение

1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.

2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

4. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 - ООО

«Де Агостини», Россия. Составители Э. Д. Меджитова, А. А. Трофимов. Чувашское народное искусство. Чваш халх искусстви – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта дети узнают :

- как выглядел чувашский национальный женский костюм (названия частей одежды : рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);

- названия головных уборов : масмак, сурпан;

- как был украшен костюм (вышивкой) и о чем говорит узор;

- название элементов узора: сунтах, розетка кеске;

- новое понятие - оберег;

- пополнят свой активный словарный запас;

- познакомятся с образами – символами чувашского узора;

- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов.

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Подборка методических и дидактических пособий по ознакомлению детей и родителей (законных представителей) с республикой Чувашия, национальными чувашскими костюмами и узорами.

3. Подготовка практического материала для родителей (консультации, рекомендации и др.).

4. Определение форм работы с детьми и родителями (законными представителями).

II этап: Практический

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте.

Знакомство детей с чувашским женским национальным костюмом происходит при прохождении тематических недель «Одежда, головные уборы», «Край родной Чувашия»

Образовательные области Мероприятия по реализации проекта

Познавательное развитие 1. Рассматривание чувашского женского национального костюма :

- особенности национального орнамента;

- нагрудные узоры кеске, сунтах;

- поясные набедренные украшения яркач, сара.

2. Рассматривание женских головных уборов: сурпан, масмак;

3. Художественно-дидактические игры и игровые упражнения: «Найди такой же узор»; «Найди одинаковые узоры»; «Что изображает узор» Воспитатели, дети, родители

Социально-коммуникативное развитие Беседа воспитателя о чувашском женском национальном костюме, национальном чувашском орнаменте, его особенностях.

Социальное партнерство с родителями

Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей главным образом направлено на решение задач:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей в сформировании их представлений о чувашском национальном женском костюме, национальном чувашском орнаменте.

2. Объединить усилия семьи и учреждения в создании условий для формирования у детей и родителей (законных представителей) представлений о национальном чувашском костюме, национальном орнаменте :

- участие в создании соответствующей предметно-пространственной среды в группе (приобретение дидактических и развивающих игр;

3. Создать альбом: «Национальный чувашский орнамент».

4. Создать мини музей «Национальный чувашский костюм» и др.

III этап: Заключительный

Была проведена педагогическая диагностика методом наблюдения за детьми в процессе занятий, бесед, практических заданий с целью выявления знаний детей о национальной чувашской одежде, национальном орнаменте.

Результаты педагогического наблюдения показали, что в процессе целенаправленной и системной работы у детей сформировалось представление о чувашском национальном женском костюме, национальном чувашском орнаменте; предпосылки к поисковой деятельности. Дети знают: как выглядит чувашский национальный женский костюм (названия частей одежды : рубашка (кепе, поясных украшений «сар», «яркч», особенности национального чувашского узора, названия головных уборов: (масмак, сурпан, как был украшен костюм (вышивкой) и многое другое

У детей расширился словарный запас. Они научились создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов.

В ходе реализации проекта «Одежда наших прабабушек : Чувашская национальная женская одежда» были подготовлены:

- альбом «Национальные чувашские орнаменты»

- презентация по результатам проектной деятельности

В перспективе: Создание мини музея «Национальная чувашская одежда»

Публикации по теме:

«Как у наших у ворот, встали ёлки в хоровод!» Творческая работа детей средней группы в рамках проекта «Мы рисуем музыку»«Как у наших у ворот, встали ёлки в хоровод!» Творческая работа детей средней группы в рамках проекта «Мы рисуем музыку» "Новогодний хоровод"слова и муз. О. Шашкиной 1. Наступил уж Новый год Веселится весь народ Даже ёлки на опушке, Глянь, заводят хоровод.

Сценарий итогового мероприятия совместного проекта «Моя семья». Национальный компонент (осетинский язык)Сценарий итогового мероприятия совместного проекта «Моя семья». Национальный компонент (осетинский язык) Сценарий итогового мероприятия совместного проекта «Моя семья». Национальный компонент (осетинский язык) Воспитатели:Бекмурзаева Н. Б. Цховребова.

«Творческая мастерская» в рамках летнего проекта (видео)«Творческая мастерская» в рамках летнего проекта (видео) Лето - самая благодатная пора для детского творчества. Что может быть интересней и увлекательней, как на свежем воздухе в тенечке, уютной.

Отчет по реализации проекта «Здоровье в наших руках» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Проект по здоровью в младшей.

Творческая работа в технике квиллинга «Осень»Творческая работа в технике квиллинга «Осень» Прекрасная пора «Осень» Замечательное время года - Осень, которой невозможно не восхищаться красками, которые, создала сама природа..

Творческая работа детей специального интернатаТворческая работа детей специального интерната ДДИ «Южное Бутово» Воспитатель 1 кв. категории Крайникова О. Л. Тема: ««Развитие творческих способностей, фантазии и воображения детей средствами.

Творческая работа из макарон «Бородино»Творческая работа из макарон «Бородино» Для работы используются макаронные изделия, клеевой пистолет, ковровое покрытие, краски, витаминки, пряжа. после склеивания фигуры красим.

Творческая работа. Поделки из бумаги.Творческая работа. Поделки из бумаги. . Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей… Прощебечь с дороги Нам привет.

Творческая работа родителей и воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «Кто нам песенку споёт?»Творческая работа родителей и воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «Кто нам песенку споёт?» Суровая, холодная зима в нашей глубинке очень красивая. Очаровательны в своих кружевных нарядах нежные берёзки, привлекают своей строгостью.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент» Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте. Задачи: 1. Развивать у детей толерантное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный орнамент»
Опубликовано: 2 октября 2015 в 20:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД