Папки-передвижки

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования

Елена Заяц
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас : исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

Публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования» размещена в разделах

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Занимаясь проблемой познавательного развития старших дошкольников я изучила статью академика И. П. Павлова «Рефлекс цели», в своей статье он отметил: «Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно всё, пустяки, как и всё важное и великое в жизни». Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Познание», проведя наблюдения за детьми и диагностику с помощью подобранных мною методик, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

1. систематизации и обобщении предметов и явлений;

2. анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Именно это помогло мне определить тему моей работы: «Развитие познавательных способностей через коллекционирование».

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

1. Принцип доступности. Учитываю особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственной деятельности с детьми, перспективный план тематических выставок.

3. Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными методиками и разработками, преподношу детям научно обоснованные данные.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

5. Принцип творческой активности. Использую приемы активизации творческой, познавательной, исследовательской активности в непосредственной деятельности с детьми.

6. Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный.

7. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. В непосредственной деятельности с детьми использую разнообразные формы работы.

Цель моей работы: развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Для достижения поставленной цели выделила ряд задач:

1. Изучить научно-методическую литературу, разработать содержание детских коллекций;

2. Разработать перспективные планы по работе с детьми, перспективные планы тематических выставок;

3. Подобрать методики по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование;

4. Разработать диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование;

5. Активизировать познавательный интерес детей в процессе коллекционирования;

6. Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций;

7. Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.

Актуальность, выбранной мной темы в том, что коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Новизна: Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Ожидаемый результат: системная работа по данному направлению позволит:

- развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;

- развить творческие способности детей;

- развить избирательную направленность детей, их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

- развить стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;

- раскрыть интересы и увлечения детей;

- развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;

- развить интегративные качества личности.

Условия:

1. Создала предметно-развивающую среду, (собраны коллекции по темам : «Камни», «Солдатики, военная техника», «Киндер-игрушки», «Открытки», «Календарики», «Домашние животные», «Дикие животные», «Природный материал», «Бросовый материал», положено начало коллекций «Брелоки», «Куклы», «Пуговицы», «Картинки с животными», «Картинки с птицами», «Картинки с насекомыми». Используются экспонаты коллекций в дидактических, сюжетно-ролевых играх, коллекции находятся в свободном доступе для детей;

2. Разработала содержание детских коллекций (личных и совместных);

3. Оформила в группе уголок хранения коллекций;

4. Разработала перспективный план тематических выставок;

Направления в работе:

1. Работа с детьми.

Работа с детьми ведется с младшего дошкольного возраста, этот период является подготовительным этапом в работе, идет выявление и накопление знаний, умений и навыков детей по теме, подбор материала. Целесообразно привлекать детей к коллекционированию со старшего дошкольного возраста (5-6 лет, так как старший возраст является наиболее сенситивным (продуктивным) периодом в развитии детей. Для системной и планомерной работы с детьми старшего возраста разработала перспективный план совместной деятельности с использованием коллекций, разработала диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование, определила критерии оценки по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование. Непосредственно совместная деятельность проходит 1-2 раза в месяц в форме НОД, художественно-творческой деятельности, индивидуальной работы, самостоятельный деятельности детей. В целях профилактики мышечного и эмоционального напряжения во время деятельности использую здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Используемые средства: книги, коллекции, иллюстрации, дидактические игры, презентации.

2. Работа с родителями.

В целях определения отношения родителей к коллекционированию и уровня их осведомленности о коллекционировании разработала анкету, результаты анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%) хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение, многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций, 26% родителей хотели бы узнать больше информации о собирании и оформлении коллекций, 16% родителей считают коллекционирование бесполезным увлечение, они считают что дети не могут осознанно заниматься коллекционированием. Для удовлетворения запроса родителей, учитывая их интересы разработала и подобрала консультации: «Коллекции вокруг нас», «Как хранить детские коллекции, «Детские занятия-что люди коллекционируют», и другие. Специально для родителей оформляются выставки коллекций, фотоотчеты. Средствами работы являются: книги, коллекции, иллюстрации, материалы консультаций, выставки, фотоотчеты.

3. Работа с педагогами.

Работа с педагогами ведется в информационно-просветительном направлении – консультации: «Виды коллекционирования в детском саду», «Что такое коллекционирование; мастер-класс «Что можно коллекционировать с детьми, доклад на педсовете «Приемы активизации познавательного интереса детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности». Средствами работы с педагогами являются: книги, коллекции, иллюстрации, материалы консультаций, мастер - класс выставки.

Коллекционирование – одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собирание чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Работая по данной теме, заметила, что при этом создается та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка. Ребенок начинает осознавать свои возможности, чувствует, что может проявить себя, привыкает к мысли, что любое проявления творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Поэтому я и определила перспективу на будущее:

1. Продолжать использовать элементарное коллекционирование в личностно – ориентированном взаимодействии с детьми для развития познавательных способностей.

2. Добиваться творческой активности не только у детей, но и у родителей, через совместные мероприятия.

Проанализировав свой опыт работы, я пришла к следующему выводу о том, что развитие способностей через коллекционирование, действительно является доступным, интересным, результативным направлением развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природойРазвитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Проект. Название: "Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с.

Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста с целью формирования у детей познавательного интереса. Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста с целью формирования у детей познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 06:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД