МААМ-картинки

Основы изобразительной грамоты и рисование. Творческое задание для учащихся 1 класса детской школы искусств «Портрет мамы»

Елена Урюпина
Основы изобразительной грамоты и рисование. Творческое задание для учащихся 1 класса детской школы искусств «Портрет мамы»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Основы изобразительной грамоты и рисование

Творческое задание «Портрет мамы»

1 «Б» Урюпина Елена Анатольевна

Преподаватель

МБУ ДО «Кочетовская детская школа искусств»

г. Мичуринск Тамбовская область

Цель: формирование у воспитанников культуры изображения человека через знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет.

Задачи :

обучающие:

Публикация «Основы изобразительной грамоты и рисование, Творческое задание для учащихся 1 класса детской школы искусств „Портрет мамы“» размещена в разделах

-познакомить с жанром портрета и его развитием в искусстве разных эпох, разновидностями портрета;

-познакомить с задачами портрета и приёмами выполнения портрета;

-формировать умение самостоятельно разрабатывать композицию портрета;

-формировать навыки рисования головы человека по памяти методом сравнения, соблюдая пропорции;

- воспитательные:

приобщение к мировой культуре через знакомство с лучшими образцами мастеров графики и живописи в жанре портрета, формировать умение видеть прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, воспитывать чувство любви к семье, аккуратное ведение работы, дисциплинированность;

- развивающие:

развивать навыки передачи в портрете характера портретируемого, творческую фантазию, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, сопоставлять, анализировать, создавать лаконичный, выразительный образ, делать выводы.

Материалы:

- для обучающихся: бумага формата А 3, карандаши, ластик, гуашь, кисти, вода;

- для преподавателя: бумага формата А 3, карандаши, ластик, гуашь, кисти, вода, работы учащихся прошлых лет из фонда школы, репродукции картин Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Х. Рембрандта, П. Рубенса, Д. Веласкеса, В. Тропинина, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Е. Репина, Ф. Малявина, В. Серова, Б. Кустодиева, П. Пикассо, А. Модильяни.

Форма занятия: практикум. Тип занятия: объяснение нового материала. План занятия:

- орг. момент – 5 мин. ;

- объяснение нового материала – 15 мин. ;

- самостоятельная работа учащихся – 50 мин. ;

- подведение итогов – 10 мин. ;

- завершение занятия – 10 мин.

Структура занятия: деятельность преподавателя деятельность обучающихся

Орг. момент приветствие, установка дисциплины организация рабочего места, подготовка к работе

постановка цели и задач постановка цели, объяснение задач с использованием наглядного пособия слушают преподавателя, просматривают работы из фонда школы по данной теме

вводная беседа объяснение и показ последовательности выполнения работы задают вопросы, касающиеся выполнения задания

критерии оценки предстоящей работы объяснение требований к работе, которые будут учитываться при выставлении оценки слушают преподавателя, приступают к выполнению работы

самостоятельная работа контроль за выполнением задания и (если требуется) помощь выполнение задания

оценка результатов просмотр работ, оценка результатов просматривают работы, задают вопросы

подведение итогов анализируем, вместе выбираем лучшие работы

завершение занятия контроль за наведением порядка на рабочих местах уборка рабочих мест

Ход занятия:

1. Орг. момент.

2. Постановка цели и задач.

3. Вводная беседа.

Преподаватель.

Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и художников. Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Перед вами (показ репродукций картин) несколько великих образов материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое.

-Какие цвета передают покой и нежность? (ответы уч-ся).

Вот знаменитый образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.

Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к радостям и трудностям жизни. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину Рубенса – мать и дети, словно единая скульптура, их не разлучить.

И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. На картине «Тишина» Б. Неменского рука матери также охраняет малыша.

-Какие цветы использовал художник? (ответы уч-ся)

- Какие чувства вызывает у вас картина? (ответы уч-ся)

Все вы очень любите своих мам, и каждый из вас, наверное, считает, что его мама самая лучшая, самая добрая и самая красивая. Может быть даже кто- то уже пытался нарисовать свою маму, я не удивлюсь, если вы мне скажете, что получилось, не очень хорошо, потому что нарисовать портрет человека, даже любимого, очень сложно, у портрета есть свои особенности и законы. Но давайте сначала разберемся, что же такое «портрет» вообще?

-Кто мне скажет, что такое портрет? (ответы уч-ся, педагог обобщает).

Портрет (франц. portrait) —изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Портрет можно разделить на две большие группы: парадный и камерный портреты. Кроме того бывают: индивидуальные, двойные, групповые. Бывают так же портреты лирические, аллегорические, интимные, парадные, сатирические, миниатюрный портреты. Одни предназначены для украшения дворцов, другие для сохранения памяти о людях (исторический портрет, портрет-картина, жанровый портрет, семейный портрет). Особую категорию составляет автопортрет. Так же любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету -образу, или к портрету-биографии.

Ребята, скажите пожалуйста, какую главную задачу решает художник портретист? (ответы уч-ся).

Правильно, главная задача — узнаваемость изображенного на нем человека.

Как художники решают эту задачу? (ответы уч-ся).

Верно, художник - портретист должен уметь передавать точно внешний облик портретируемого. И вы уже знаете, что для этого необходимо умение видеть характер лица и головы человека, чувствовать пропорции и передавать в рисунке какие-то индивидуальные особенности человека.

Однако художники всегда стремились передать не только его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение. Поэтому хороший портретист много общается с портретируемым и изучает особенности человека. Наблюдает и делает зарисовки, этюды, стараясь уловить самое важное и характерное, и лишь потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне.

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души Если художник пытается выразить в портрете внутренне содержание человека, что тогда становиться важным?

Вы правы, важным становится передача мимики лица, выражение глаз, линия губ, поворота головы, осанки - все то, что выражает эмоции человека, отношение к жизни.

Важным так же становится и цвет, и композиция портрета и художественные детали. Через синтез цвета и пластику формы художник выражает чувства человека.

Репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картин Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Х. Рембрандта, П. Рубенса, Д. Веласкеса, В. Тропинина, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, И. Репина, Ф. Малявина, В. Серова, Б. Кустодиева.

Как вы видите, портреты могут быть разными :

-портрет головы

- поясной портрет

-портрет в полный рост.

Таким образом, художник – портретист, стремится выразить в картине и не только сходство с внешним обликом человека, а если ему хватает таланта, то он может передать и индивидуальность. Также он способен проникнуть в душу человека, показать его характер, чувства.

Художник это может сделать, грамотно используя всего несколько приёмов.

Рисуя модель, он обязательно обратит своё внимание на следующие моменты:

– поиск характерной позы модели;

-ракурс, силуэт и движение;

– индивидуальную пластику рук и жестов;

– характерное выражение лица, взгляд и особенно выражение глаз (глаза – зеркало души);

– выбор фона и композиции;

– выбор общего тона и цвета.

-Какими художественными материалами можно нарисовать портрет? (ответы уч-ся).

- графические материалы: карандаш простой, цветные карандаши, пастельные мелки, ручки (гелевые и шариковые, тушь, перо и т. д.

- живописные материалы: всевозможные краски (масло, акрил, гуашь, темпера)

Мы с вами остановимся на портрете головы, выполненном в живописной технике. Для того чтобы правильно (грамотно) нарисовать голову человека, необходимо знать ее пропорции.

4. Объяснение.

Методика выполнения портрета

1. Компоновка на листе, поиск масштаба лица к формату листа.

2. Показ последовательности работы над портретом.

Вы можете добавить в портрет любой фон - реальный или фантастический. Нарисовать персонажа в интересном интерьере или на фоне пейзажа, которые расскажут о жизни человека, добавить любые говорящие детали.

А вот как справились ребята прошлых лет с этой задачей.

Показ работ учащихся из фонда школы.

5. Объяснение критерий оценки предстоящей работы. 6. Самостоятельная работа.

Учащиеся рисуют, педагог помогает оформить идеи в образах более детально, обращает внимание на формат, позы, общую пластическую идею композицию, пропорции, движение, заполнение листа. Дальше уч-ся работают над цветовым решением портрета.

• Следит за последовательностью ведения работы;

• Воспитывает аккуратность при выполнении рисунка;

• Индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

Домашнее задание : подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

7. Оценка результатов.

Просмотр работ, выставление оценок.

8. Подведение итогов.

Преподаватель вместе с детьми выбирает наиболее интересные работы.

-Какие вам работы больше понравились? Почему?

- Почему ваши работы называются «портретами»? Какие картины и каких художников вы запомнили?

Благодарю всех, кто сегодня приложил максимум усилий для достижения результатов. В своих работах вы сумели изобразить образ любимого и близкого вам человека-мамы.

9. Завершение занятия.

Дети проводят уборку рабочих мест, преподаватель осуществляет контроль за наведением порядка в кабинете.

Литература, источники:

1. Беда Г. В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Черчение, изобраз. Искусство и труд» - М. : Просвещение, 1986.

2. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М. : Эксмо, 2015.

3. Степановой А. С. Лучшие уроки. Рисуем карандашом портреты, натюрморты, пейзажи/ пер. с анг. – Москва: Издательство АСТ, 2015.

Публикации по теме:

Творческое задание «Музыкальный ветер» Творческое задание для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • учить импровизировать на музыкальных инструментах; • учить различать.

Игра по ПДД «Поле чудес» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Игра «Поле чудес» Тема: Правила дорожного движения Цель игры: Обобщить и закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения. Задачи:.

Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса коррекционной школы по географии «Такой многоликий Китай» Интегрированное внеклассное мероприятие по географии 9 класс (коррекционная школа) Тема «Такой многоликий Китай». Учитель Дурченко Л. П.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Цветок для мамы». Нетрадиционное рисование пальчиками. II младшая группа Рисование красками «Цветок для мамы» Цель: Закрепить навыки рисования красками при помощи пальцев, закрепить у детей название цвета. Развивать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (рисование) «Портрет моего папы» Цель: побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении, воспитывать желание рассказать о них. Задачи:.

План-конспект для КПП по ОУД «Основы грамоты» на тему «Звуки [б], [б’], буквы Б. б» План-конспект для КПП Дата:___ Воспитатель: Хуснутдинова А. К. ОУД: Основы грамоты и письма (к) Тема: Звуки б б. Буквы Б б Цели: Читает.

Творческое задание «Методики воспитания» Введение Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки.

Фотоотчет «У нас в гостях юные таланты из детской школы искусств»Фотоотчет «У нас в гостях юные таланты из детской школы искусств» Стало доброй традицией встречать у себя в гостях юных музыкантов "Детской Школы Искусств имени С. С. Прокофьева" г. Азова. Дошкольный возраст.

Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусствУрок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств им. А. И. Плотнова Цель урока: изучение культуры и творчества русского народа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы изобразительной грамоты и рисование. Творческое задание для учащихся 1 класса детской школы искусств «Портрет мамы»
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 23:02
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД