МААМ-картинки

Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств (9 фото)

юлия сухова
Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств

Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств им. А. И. Плотнова

Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств

Цель урока: изучение культуры и творчества русского народа.

Задачи:

1. Изучение истории развития русских лубочных картинок: происхождение, значение, особенности.

2. Изучение учащимися новой техники - лубка. Дальнейшее развитие навыков построения композиции, закрепление навыков владения графическими и живописными материалами.

3. Воспитание гордости за достижения русского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Публикация «Урок „Русский лубок“ с учащимися 2 класса школы искусств» размещена в разделах

Оборудование для учителя: слайд-шоу «Русский лубок», работы детей прошлых лет.

Оборудование для учащихся: Б. А3., пр. карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра.

Ход урока.

1. Организационная часть(2- 3 мин).

2. Вводная беседа (15 мин). Беседа с детьми об искусстве лубка. Беседа сопровождается показом слайд-шоу.

Лубок (лубочная картина, потешный лист, простовик) – это вид графики (гравюры, который появился в России в XVI – XVII вв. с развитием книгопечатания.

Откуда пошло такое название – лубок.

Одна из версий происхождения термина - лубок произошло от того, что доски для печатания картинок вырезались из липы, а луб - название липовой коры. Есть и другие версии относительно корней этого слова «лубок». В Москве близ старинной улицы Лубянки находился Никольский книжный рынок, где и продавали лубочные картинки. Вполне возможно, что лубок именовался так потому, что кочевые торговцы носили рисунки в заплечных коробах сделанных из луба.

Техника изготовления народных картинок.

Техника изготовления лубочных картинок на дереве была несложна. На распиленную древесную доску наносился рисунок с учетом его обратного отражения при печати. Потом контур рисунка обрезался долотцем, специальным столярным инструментом, с двух сторон, по слою дерева. Отсюда происходит очередное название лубка - «обрезная» гравюра. Обрезать дерево следовало очень аккуратненько и ровно, чтоб выпуклые части, закрашенные позже специальной темной краской, дали при оттиске (отпечаток) на бумаге ровненький и точный контур. Раскрашивали картинки вручную, обычно этим занимались дети и женщины.

Беседа с учащимися об особенностях графического, композиционного и цветового решения лубочной картинки.

Характерной особенностью лубка является четкий графический рисунок, который строится на черном контуре со множеством разнообразных штрихов. Штрихи в рисунке помогают выявить форму предметов, показать особенности фигур человека и животных, складок костюма, фактуру стволов и листвы деревьев, травы и поверхности земли. На каждом изображаемом элементе штриховка наносится по-своему: короткие параллельные штрихи показывают шерсть животных, косые короткие штрихи чаще всего применяются в изображении земли. Другая особенность лубка — предельная лаконичность, простота и немногословность в решении образов, условность и ограниченность цветовой палитры. В лубочных картинках использовались в основном шесть красок - малиновая, желтая, красная, голубая, коричневая и зеленая.

Тематика лубочных картинок. Обращаем внимание на символичность и иносказательность сюжетов. Объяснение - почему народным мастерам приходилось «прятать» своих героев под образами животных, сказочных и песенных персонажей.

Первые лубки в России были религиозного содержания. Лубок «Архангел Михаил – воевода небесных сил».

Затем появились лубочные листы светского содержания. Обязательно светский лубок содержал надпись. Лубочные народные картинки отражали самые разные стороны жизни людей: праздники, русские забавы, былинные и исторические события, сказки, сцены из жизни разных сословий, причуды моды и чудеса техники. Лубок «Медведь с козою», «Охота на зайцев», «Реестр о мушках».

В технике лубка исполнялись также азбуки и географические карты, календари и астрологические своды. Лубок «Солнце, луна и знаки зодиака».

Характерной особенностью светской лубочной картины является иносказательность (скрытый смысл) к которой прибегали народные мастера. Они высмеивали в своих рисунках человеческие пороки и слабости.

Карикатурно изображали знатных вельмож и даже царей, высмеивали существующие порядки. Поэтому лубочные картинки получили еще одно свое название «потешные» картины. Это было причиной строгих запретов на издание лубочных картинок. Вот и приходилось народным мастерам «прятать» исторических персонажей за образы животных. Лубок «Кот казанский», «Мыши кота погребали», «Баба –яга едет с крокодилом драться».

Лубки читали, рассматривали, дарили друг другу, по ним учились грамоте и узнавали о заморских странах, экзотических животных и птицах. Лубок «Медуза», «Гарпия», «Хамелеон».

Как и кто распространял лубок по стране.

Разносили лубок по всей стране вместе с другими своими товарами коробейники- офени (торговцы). Так и шли офени по России в хоть какое время года, в всякую погоду, несли русскую культуру в самые далекие уголки нашей страны.

Почему лубочные картинки играли важную роль в жизни русского человека.

Лубки были очень популярны. Их можно было встретить и в царских палатах и в крестьянской избе. Причин такой всенародной любви было три. Во - первых лубочные картинки имели просветительское значение. Они заменяли простому человеку недоступные книги: учебники - азбуку, арифметику, художественную литературу и даже астрономию.

Во-вторых, народные картинки содержали в себе информацию. Эти лубки были наподобие наших современных газет, сообщали о самых важных государственных событиях, о войнах и т. д.

В- третьих, основная задача лубочных картин – развеселить простого русского человека, облегчить его тяжелую жизнь.

3. Постановка задания (5 мин).

Учащимся предлагается выполнить собственную композицию с животным в технике лубка.

4. Самостоятельная работа учащихся (60 мин).

Выполнение детьми композиции. На бумаге выполняется рисунок карандашом, затем он раскрашивается яркой гуашью и затем наносится обводка (тонкой кистью и тушью).

5. Рефлексия. Вопросы на закрепление нового материала.

6. Подведение итогов урока (10 мин).

Создание галерею из детских лубочных картинок, выставление оценок.

Фото «Русский лубок»

\

Урок  с учащимися 2 класса школы искусств - фото
Фото №1 Урок Русский лубок с учащимися класса школы искусств им Фото №2 Цель урока изучение культуры и творчества русского народа

Михаил. П.

Фото №3 Изучение истории развития русских лубочных картинок происхождение значение особенности

Алина. М.

Фото №4 Изучение учащимися новой техники лубка

Елизавета. М.

Фото №5 Дальнейшее развитие навыков построения композиции закрепление навыков владения графическими и живописными материалами

Соня. М.

Фото №6 Воспитание гордости за достижения русского народа

Тихон. А. Настя. Л.

С искусством лубка дети познакомились впервые. Поначалу эти народные картинки показались детям очень странными и даже чудаковатыми. Зачем изображать козу и медведя ярко розовыми, да еще и человеческой одежде (Лубок «Медведь с козою»? Но потом, узнав из беседы о важной роли лубочных картин в жизни русского человека, у детей возник неподдельный интерес к этому народному творчеству. Ведь народный лубок, как иллюстрация из прошлого. Это машина времени, которая позволяет заглянуть в далекое прошлое. На этих простых картинках мы видим отражение ушедшей эпохи, быта, культуры, общественных настроений и даже исторических событий.

Ребята с большим энтузиазмом приступили к созданию собственной композиции. Конечно, исполнить работу в традиционной лубочной технике с детьми младшего школьного возраста не представляется возможным, поэтому мы выполнили композицию в более простой технике с использованием гуаши и туши. Очень ребятам понравился лубок «Кот казанский», да еще интереснее им стало, когда они узнали что за историческая личность «спрятана» под этим изображением кота с огромными усами. Наверно поэтому все и нарисовали этого замечательного лубочного кота.

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции учащихся 4 класса школы-интерната «Зелёный лук»Фотоотчет об акции учащихся 4 класса школы-интерната «Зелёный лук» кция «Зелёный лук» Воспитательная работа в Санаторной школе-интернате направлена на подготовку воспитанников школы-интерната к самостоятельной.

Аутентичное исполнительство на фольклорном отделении детской школы искусств имени М. А. Балакирева (г. Смоленск) АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ФОЛЬКЛОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИМЕНИ М. А. БАЛАКИРЕВА (г. Смоленск) В своей работе я использую.

Детский летний оздоровительный лагерь «Мастер» Детской школы искусств им. А. И. ПлотноваДетский летний оздоровительный лагерь «Мастер» Детской школы искусств им. А. И. Плотнова Ежегодно на базе Детской школы искусств им. А. И. Плотнова работает летний детский оздоровительный лагерь «Мастер» с дневным пребыванием..

Групповое психопрофилактическое занятие с учащимися 5 класса на этапе адаптации в среднем звене «Слайд-терапия» Актуальность выбранной темы: Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных.

Конспект урока по предмету «Ориентировка в окружающем» с учащимися 3 класса с ОВЗ «Прогулка в зимний лес» Предмет: Ориентировка в окружающем Провела: Высоцкая Ольга Анатольевна, учитель класса Тема: Прогулка в зимний лес Задачи:.

Логопедическое занятие по обучению грамоте с учащимися 1 класса с ОВЗ «Эти загадочные звуки и буквы»Логопедическое занятие по обучению грамоте с учащимися 1 класса с ОВЗ «Эти загадочные звуки и буквы» Логопедическое занятие с учащимися 1 класса «Эти загадочные звуки и буквы». Программное содержание: Коррекционно-образовательные задачи:.

Открытый урок по вокалу в музыкальной школе для первого класса План открытого урока преподавателя Томских А. А. С учащейся 1 класса. Тема: Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением на.

Конспект занятия по самоподготовке с учащимися школы-интерната Цель: формирование учебных навыков и умений для успешного овладения предметными знаниями. Задачи: • Формирование учебно – организационных.

Сценарий проведения юбилейного вечера музыкального отделения детской школы искусств «Дорога длиною в 50 лет» Сценарий проведения юбилейного вечера Бутурлиновской детской школы искусств, музыкального отделения «Дорога длинною в 50 лет» Звучат фанфары.

Урок знаний для 1 класса «Россия, устремлённая в будущее» Урок знаний 1 сентября для 1 –х классов по теме «Россия, устремлённая в будущее» Цель: Организовать праздничное начало учебной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств
Опубликовано: 31 января 2018 в 19:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД