Лучший педагог года

Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников

Ирина Куропаткина
Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников

Участие в конкурсе «Воспитатель года 2013»

МБДОУ «Детский сад №1 Общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением по художественно-эстетическому

развитию детей»

Методический семинар

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста».

Публикация «Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников» размещена в разделах

Работала Куропаткина Ирина Алексеевна

В своей профессии я делаю уже уверенные и сознательные шаги человека, который знает, в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. Моя педагогическая тема «Формирование экологическойкультуры дошкольников и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности».

Как сказал В. А. Сухомлинский -

«у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувствбезграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир»

Актуальность

Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Я должна дать своим детям экологические знания, пробудить в них экологическое сознание. Выбор, какой должна быть наша земля, будут делать наши дети.

Главной целью экологического воспитания я считаю - формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы, а так же бережного к ней отношения.

Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи:

1. Развивать познавательную активность через экспериментирование;

2. Формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей;

3. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

4. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы;

5. Учить выражать свои эмоции в рисунках, развивать воображение;

Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду, которая способствует гармоничному развитию ребёнка, создаёт у него чувство уверенности в себе, а так же даёт возможность самостоятельно распоряжаться её составляющими.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.

В своей работе я использую различные традиционные и нетрадиционные формы методы и приёмы работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:

-Наблюдения Наблюдение – является одним из важнейших источников знаний о природе. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает доброе, бережное отношение к объектам природы. У нас в группе всегда присутствует огород на окне. На участке всегда полно цветов. Ухаживая за «братьями нашими меньшими» и растениями ребёнок чувствует, что есть кто-то и что-то более не защищённое, чем он сам, требующий ласки, внимания и заботы. Как результат – повышается собственная самооценка ребёнка.

- Целевые прогулки в парк. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. Устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. Я устраиваю не только прогулки по парку, но и акции каждый месяц «Сделаем парк чище своими руками». «Здравствуй деревце» «Зелёная аптека».

-Игровые, проблемные и обучающие ситуации Игры использую прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Они помогаю ребятам самостоятельно принимать решения, делать выбор, пополняют, расширяют и накапливают сенсорный опыт детей.

Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать связи между ними и средой.

- Экспериментирование. Дети прирождённые исследователи. Мною в детском саду организован уголок детского экспериментирования «Юные исследователи». Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

-Изо деятельность. Занятия по ИЗО деятельности развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. На таких занятиях я учу детей использовать разнообразные материалом, различные способы изображения, позволяющие передавать в рисунке круг явлений и предметов. Таким образом, мы закрепляем новый материал, фантазируем, рисуем плакаты «Береги природу» для размещения в парке. Так же создаём с помощью родителей свои книжки, рисуем к ним иллюстрации, придумываем истории и сказки о природе. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личного роста.

-Использую на занятиях ИКТ. Презентации обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей. В них так же есть возможность одновременно использовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя показать на занятии, (например, воспроизведение звуков животных; природы.). Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

-Чтение. Книга дает возможность ребёнку домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Чтобы помочь ребёнку в занимательной форме выявить особенности природных явлений, повадки животных, использую загадки, пословицы поговорки и потешки.

Как сказал И. Лепман

Давая детям книгу, мы даем им крылья.

-Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.

В течение 4 лет являюсь активным участником программы школьная экологическая инициатива, председателем которой является Мирошкина Стелла Марковна, работая на тему «экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

А так же мои дети активно учувствуют в конкурсах разного уровня – (всероссийские, региональные, на базе ДОУ).

Изучая большое количество методической литературы, пришла к выводу, что правильно организованное, систематическое экологическое воспитание оказывает благоприятное влияние на ум, чувства и волю дошкольника. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Я разработала свой перспективный план. В процессе работы проводила опросы, мониторинг. Диагностика по экологическому воспитанию свидетельствует о том, что проводимая работа дает положительный результат.

Исходя из выше сказанного в целом, можно сделать следующий вывод:

Такая работа помогает мне развивать и закреплять у дошкольников полученные знания об окружающем их мире, развивать творческий потенциал, внимание, гуманное отношение к природе, учиться действовать не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими сверстниками и взрослыми.

Главным результатом моей работы я считаю:

• У детей расширились знания в области природы и экологии;

• Значительно пополнился словарный запас, появилось умение объяснять и доказывать.

• Окрепла связь педагога с родителями.

• Повысился уровень самоконтроля и самооценки, за счёт приобретённых знаний.

• Появилось бережное отношение к природе.

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников
Опубликовано: 7 августа 2013 в 00:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД