Получи документы

Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей

оксана чепель
Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Учебная и методическая работа в образовательном учреждении

дополнительного образования детей.

(формы организации и способы осуществления)

Подготовила: Чепель Оксана Михайловна

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию авторских методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Анализируя методическую работу в аспекте деятельно -стного подхода, постараемся выделить цели, средства и мотивы данного вида деятельности. Решение конкретных задач: изучение специальной литературы, отработка педагогических технологий, создание собственного методического проекта и т. п. направлено на реализацию цели - повышение качества обучения.

Публикация «Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей» размещена в разделах

«Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть» (Сенека). Данные слова, на наш взгляд, объясняют целесообразность учебной и методической работы.

Движение к потребности самовыражения

Движущим и определяющим фактором деятельности является мотив. По теории А. Маслоу, мотивация работающих связана с удовлетворением их потребностей. Иерархия потребностей выглядит следующим образом : физиологические, в безопасности, в принадлежности и причастности, в признании и самоутверждении и, наконец, потребность в самовыражении. Ученый утверждает, что потребность стимулирует работника до тех пор, пока она не удовлетворена. По мнению большинства современных ученых, эта позиция является наиболее спорной в теории Маслоу. Следует говорить скорее не об иерархии, а о совокупности потребностей, учитывая, что приоритетной у работающего человека может быть любая из перечисленных потребностей. Следовательно, нельзя говорить о единой, общей мотивации методической работы педагогов. Создание методического проекта может преследовать разные цели: от получения материального вознаграждения до самовыражения.

Отметим, что качественно новый этап в формировании личности педагога представляет появление потребности в причастности и принадлежности. На уровне методической работы данный сдвиг выражается в согласовании темы собственного исследования с основными направлениями развития школы, то есть методические интересы учителя находятся в области инновационной или экспериментальной деятельности всего педагогического коллектива. Вполне логично, что педагог ожидает признания коллегами своих идей и подходов. Таким образом, проявляется следующая потребность - в признании и самоутверждении. В сфере методической работы она будет реализовываться через проекты, выполненные с учетом приоритетных направлений развития школы и содержащие в себе оригинальные идеи, способные обогатить педагогический опыт коллег. Уверенный в своих силах, обладающий определенным статусом в коллективе учитель поднимается на высшую ступень пирамиды. Его методическая работа есть стремление раскрыть свои возможности, педагогическое творчество стало потребностью. Методическая служба призвана обеспечивать движение учителя к вершине данной пирамиды, то есть к потребности самовыражения, что иначе зовется творчеством.

В процессе собственного профессионального развития учитель выступает в роли субъекта, активно действующего в двух направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний и генерирование собственных идей, проверка их действенности.

Средствами профессионального развития являются обучение, общение, самообразование и практика.

В структуре методической работы педагогов, рассмотренной как деятельность, можно достаточно четко определить цели, средства и мотивы. Однако характер данного типа деятельности отчасти парадоксален. Исход-ная цель - повышение качества обучения - достигается средствами саморазвития педагога, а в итоге мы наблюдаем формирование у него потребности самовыражения. Педагогический процесс становится действительно субъект-субъектным, при котором происходит перераспределение не только обучающей функции учителя, но и функции ученика. Иначе говоря, в этой ситуации не только ученик учит (что стало уже нормой, но и создаются условия для личностного развития педагога.

Индивидуальный план профессионального развития.

Подход к организации саморазвития учителей может быть только дифференцированным. В зависимости от темперамента, круга социальных и семейных обстоятельств, состояния здоровья, отношения к труду вообще и к профессиональной деятельности в частности, опыта работы, мотива исследовательской деятельности педагог создает индивидуальную программу саморазвития.

Назовем основные разделы индивидуального плана профессионального развития учителя:

1. Изучение психолого-педагогической литературы. Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература. Формой представления отчета может быть лекция, ссылки на использованную литературу в собственном методическом проекте.

2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Указывается, что будет разрабатываться учителем: авторские курсы, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий. В качестве отчета могут

быть представлены разработанные материалы в русле тематики занятий на проблемных семинарах, методические проекты.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. Обобщенный опыт может быть представлен на лекции, в методическом проекте, на мастер-классе.

4. Участие в системе школьной методической работы. Указывается, в каких методических мероприятиях школы предполагает принять участие учитель и в каком качестве.

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы. Указываются темы курсов, которые предполагает закончить учитель. Отчетом о прохождении курсов служат курсовые работы. (в школе

остается копия).

6. Взаимообучение. Указывается, уроки каких учителей планирует посетить педагог. В качестве отчета представляется отзыв о посещенных уроках с рекомендациями и анализом «изюминок» в работе коллеги.

Все внимание учебно-методической службы сосредоточено на учителе, инициации процесса его самообразования. Если на первый план выносить педагогический процесс, то человеческий фактор потеряется среди планов и концепций. Потеряв учителя, мы не найдем дороги и к ученику. Инновации, эксперимент, наука необходимы школе, но все-таки учитель, его интересы и потребности должны быть во главе угла. Одна из важнейших задач методической службы - установление равновесия между наукой и практикой, традицией и новацией, учителем и вышестоящими инстанциями.

Перечислим все функции учебно-методической службы :

•планирование инновационной, экспериментальной и научно-методической работы в школе; наблюдение за ее ходом и анализ;

• организация работы по выявлению затруднений педагогов; изучению, обобщению и использованию передового педагогического опыта;

• обеспечение работы информационного методического центра;

• сопровождение инновационных проектов;

• экспертиза учебных программ и пособий;

• посещение и анализ уроков с целью развития инициативы и стимулирования профессионального роста учителей;

• организация дифференцированного обучения педагогов;

• подготовка к публикации методических материалов;

• контроль за обучением учителей на курсах повышения квалификации вне школы;

• помощь педагогам в подготовке к профессиональным конкурсам;

• организация и координирование работы научного общества учащихся;

• осуществление внешних связей, необходимых для успешного ведения педагогической деятельности в школе.

Оценка деятельности учебно-методической службы должна проводиться не по количественным (число проведенных семинаров, посещенных уроков и т. п., а по качественным критериям. Н. В. Немова среди качественных показателей указывает следующие: рост профессионализма учителей и готовность решать задачи, поставленные перед ними школой; владение учи-телями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; качество методического обеспечения образовательного процесса; освоение учителями школы наиболее ценного опыта своих коллег; способность учителей к профессиональному саморазвитию. Реализацию этих показателей мы можем наблюдать в методических проектах учителей, творческих отчетах, итоговых работах, на научно-методической конференции и педагогических чтениях, наконец, в повседневной практике.

Подведем итоги. Методическая работа осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Вариативность и дифференциация являются основными принципами построения системы внутреннего обучения педагогов, обеспечивает личностно ориентированный подход в организации системы повышения квалификации учителя в стенах собственного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна»Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна» Блог-портфолио воспитателя "Маленькая страна" Уважаемые коллеги! В соответствии с современными требованиями к аттестации педагогов, я создала.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 23:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД