Лучший педагог года

Учить творчеству

Валентина Сидорова
Учить творчеству

Учить творчеству

Этюд пейзажа

(Материал для выступления на 5-ом Республиканском семинаре-практикуме «Учить творчеству» от 22.05.2015г.)

Мы живём в век научно – технического прогресса, в то время, где повсюду машины, не простые машины, а «умные». Они делают за нас почти всё – работают, думают, обучают, принимают решения и даже, если хотите, воспитывают нас, начиная с раннего возраста. А смогут ли машины научить выполнять работу творчески, воспитать человека?

Публикация «Учить творчеству» размещена в разделах

Людские нравы? Что с ними станет, если, у каждого грамотного и много знающего человека, не будет в сердце доброты, честности, внимания, любви?.

Нам, воспитателям, учителям, чья профессия напрямую связана с обучением и воспитанием детей, предстоит решить эти важные задачи – научить детей всему полезному, что может им пригодиться в жизни и воспитать достойного гражданина. Воспитать высоконравственную личность, способную чувствовать, беречь, любить. И каждый день, на занятиях и вне занятий, мы, используя все доступные средства для осуществления этих целей, должны кропотливо работать с каждым ребёнком.

Особая роль в решении этой задачи в ДОУ, в школе отводится занятиям изобразительной деятельности, на которых обучая творчеству, мы воспитываем. Изобразительная деятельность детей – это та деятельность, которая способна с самого раннего возраста приобщать детей к прекрасному, которое окружает нас. На занятиях широко используется один из самых эмоциональных жанров – пейзажная живопись, способная воспитывать в детях любовь к прекрасному.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако, пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, время суток, погода, это и выражение взглядов, убеждений, мыслей, чувств художника. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются виды живописного пейзажа:

- первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж); море (морской пейзаж); горы (горный пейзаж); космос (космический пейзаж);

- изменённая человеком природа – села, города (сельский и городской пейзажи); конструкции мостов, железные дороги, фабрики, плотины на фоне природы (индустриальный); изображение природы в какой – либо исторический период (исторический пейзаж); а также сказочные и фантастические пейзажи.

Природа на полотнах художников предстаёт перед нами в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия, вызывая различные настроения. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, возбудить воображение, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа, как изобразить всё это на рисунке, научить творчеству – вот сложнейшая задача взрослого.

Для восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства – это многотрудная задача. Научить видеть красоту, и тогда всё чудесное поселится в душе ребёнка и будет жить с ним как радостное переживание, взволнованное удивление, что перейдёт в любовь к родному краю, сердца детей будут добрее.

Наблюдения, зрительные представления, впечатления от увиденного помогают познавать мир. Большое значение в познании окружающего мира имеет на занятиях использование репродукций картин, начиная с младших групп детского сада, например: Юон «Конец зимы», «Полдень»; Саврасов «Грачи прилетели» и т. д.

Наблюдение осуществляется в любое время года как из окна детского сада, так и на ежедневных прогулках. Именно во время прогулок мы, воспитатели, уделяем огромное внимание наблюдениям. Весной, к примеру, обращаем внимание на таяние снега, яркое солнце, хмурое или ясное небо, на набухшие почки на деревьях и т. д. Проводим в зависимости от возраста, поставленных целей словарную работу. Во время беседы на прогулке обращается внимание, что весна – прекрасное время года, что природа пробуждается ото сна и живёт ожиданием тепла, весна несёт всем людям радость. Дети отмечают, что снег тает, появляется талая вода на тротуаре, возле деревьев, кустарников, светит ярко солнце и т. д. При возвращении в группу проводим беседу об увиденном в природе. Целесообразно закрепить эту работу на примере анализа репродукции любой из картин известных художников, например, И. Левитана «Весна. Большая вода». Можно рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Весна. Конец зимы». Обращается внимание детей на то, как это состояние в природе отобразил на полотне художник с помощью кисти и красок. Он изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега, то есть изобразил половодье. Широко бескрайне разлилась вода, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду прозрачная, светло – голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие берёзки. Их белизну подчёркивает яркая зелень ели и тёмный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут и вверх, и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж призрачным, загадочным.

Избы, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, сливаются в светлое, прозрачное целое пространство, почти растворяясь в голубой дали. Нет в картине солнца. Но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаём о нём. На переднем плане у согретого солнцем берега лодка.

Возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, от ожидания скорого тепла.

Далее предлагается детям стать на время «великими» художниками и нарисовать, а точнее, написать картину о весне. А чтобы её написать, нужно сделать заготовки, то есть эскизы – предварительные, неоконченные рисунки, наброски.

Ни для кого не секрет, что детям нравится делать зарисовки отдельно взятых предметов с натуры, используя разные средства: карандаши, как простые, так и цветные, мелки, обычные и восковые, акварельные краски, гуашь и даже уголь. Особенно нравится выполнять эту работу в летний период, во время пребывания на свежем воздухе. Усевшись на лужайке, они с большим увлечением рисуют отдельную травинку, листик, стебелёк, цветок, бабочку – коробочку, жука, облака, солнышко… А потом, при необходимости, эти зарисовки под руководством воспитателя используют в своих рисунках. Такая работа детям по душе, к тому же развивает их глазомер, моторику рук, учит видеть в окружающем прекрасное.

Предварительные наброски на одну из заданных тем, предложенных воспитателем, дети делают либо на основе наблюдений из окна, либо во время прогулок. Работа проводится опять же под руководством воспитателя. Рекомендуется делать зарисовки на улице карандашом, но можно кистью и красками или другими средствами. Можно зарисовки делать и в группе, глядя на объекты из окна. Воспитатель рисует вместе с детьми, а они, наблюдая за его работой, стараются делать так же.

Зарисовки делаются на нескольких листах, например: дерево на одном листе, много деревьев на другом листе, деревья и от них падающие тени на третьем листе, вода на четвёртом листе и т. д. Рассматриваются зарисовки на каждом листе с последующим анализом. Если потребуется, то анализ проводится ещё раз. При этом постоянно обращается внимание детей на репродукцию картины. А как эти предметы изобразил на своём полотне художник?

Когда у детей появятся навыки рисования отдельных предметов, изображений, можно составить рабочий эскиз, определив смысловую взаимосвязь. Потом можно будет приступать к этюду – предварительной части работы с натуры будущего рисунка, будь то с использованием красок или без них. Этюду придаётся большое значение. На этом этапе детям приходится работать и над формой отдельно взятых изображаемых предметов, и над цветом, композицией, что очень важно. Здесь опять большую роль сыграет воспитатель, который первым будет изображать предметы на листе бумаги, а дети, подражая ему, будут наносить карандашом линии, штрихи, а кистью мазки. Так у детей получится этюд изображаемого объекта.

Далее детские работы анализируются. Вновь обращается внимание на ошибки, неточности в передаче величины, в пропорции изображаемых предметов, объектов, на ошибки в композиции. Эти недочёты исправляются. И только потом дети по указанию воспитателя приступают к окончательному варианту исполнения работы. Линия за линией, штрих за штрихом, мазок за мазком – так появляется «детское творение». Впоследствии проводится вся другая работа завершающего плана: выставка, анализ, вывод о проделанной работе «маленьких художников».

Известно, что большое значение имеет параллельная работа воспитателя и детей: воспитатель сам делает зарисовки, комментируя изображаемое на листе, а дети внимательно следят, а потом такая возможность предоставляется детям. Под наблюдением воспитателя и с его помощью появляются первые наброски детей. Детским наброскам карандашом и в цвете можно отвести несколько занятий, если у них есть интерес. А задача педагога - проявить его.

Такая объёмная, умело проведённая, обучающая творчеству педагогом работа в ДОУ или в школе, развивает в детях целеустремлённость, работоспособность. Развивает творческие качества, а значит, воспитывает творческую личность, воспитывает доброе отношение ко всему живому и неживому, прививает любовь к окружающему нас миру, учит видеть красоту этого мира.

Публикации по теме:

«Давайте вместе учить детей лепить». Выступление на родительском собрании в 1 младшей группе «Давайте вместе учить детей лепить» Для выступления на родительском собрании в 1 младшей группе. В нашей группе дети хорошо справляются.

«Нас учили учить детей». Планирование музыкальных занятий на июнь в средней группе«Нас учили учить детей». Планирование музыкальных занятий на июнь в средней группе Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Как правильно учить стихи с детьми «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на.

Коллегам по творчеству Лирическое пожелание Пусть будет жизнь прекрасна, как цветы, И дерзость вдохновенная мечты Пускай всегда горит удачи ради. И никогда поэзии.

Конспект НОД по творчеству К. И. Чуковского Конспект НОД по творчеству К. И. Чуковского. Цели: закрепить и расширить представления детей о детском писателе К. И. Чуковском и его творчестве.

Консультация для родителей «Как учить письму в 3–4 года» Вы помните, как Ваш малыш впервые взял в руки карандаш и попытался нарисовать свои первые каракули? От первых самостоятельных попыток черкания.

Консультация для родителей «Учить ребенка говорить» Консультация для родителей «Учить говорить ребенка» Порой умственно и психически нормальные дети испытывают трудности в овладении речью.

Консультация для родителей «Надо ли учить рисовать двухлетнего ребёнка?» Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сёстры действуют с ручкой, карандашами малыши тоже.

НОД по художественному творчеству Непосредственно – образовательная деятельность по художественному творчеству. Тема: «Угощение для зайчика». Интеграция образовательных областей:.

Педагогическое эссе «Учить и учиться» «Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём». Пауло Коэльо.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учить творчеству
Опубликовано: 7 января 2016 в 18:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД