Получи документы

Учите детей среднего возраста запоминать

Оксана Палагина
Учите детей среднего возраста запоминать

Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение знаний, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти. Воспитание памяти ребё нка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети? От чего зависит их непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти детей? Как руководить этим процессом? Овладевая любым способом запоминания, ребёнок учится выделять цель запомнить – вспомнить и осуществлять для её реализации определённую работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом у детей развиваются произвольные процессы памяти. Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определённым изменениям в поведении и психике детей : возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Запоминание, как и воспроизведение, бывает непроизвольным, или непреднамеренным, и произвольным, или преднамеренным. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два основных вида: непроизвольную и произвольную. Непроизвольное запоминание – это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Что же запоминается непроизвольно?

Публикация «Учите детей среднего возраста запоминать» размещена в разделах

Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребёнка, могут непроизвольно запечатлеваться в его мозгу. Что такое произвольная память? Это особая деятельность, специально направленная на запоминание какого – либо материала и связанная с использованием особых приёмов и способов запоминания. У ребёнка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Классификация - один из способов логического запоминания. Дети среднего возраста значительно быстрее и легче осваивают классификацию, чем дети младшего дошкольного возраста, хотя в начале они также недостаточно хорошо группируют картинки по содержанию. Особенно легко овладевают они операцией отнесения, т. е. умением относить картинки к заданным им группам. Большее количество ошибок допускают дети в упражнениях, требующих самостоятельного обобщения, самостоятельного выделения групп. Вначале деятельность детей характеризуется постепенным поэлементным созданием группы: к первому выбранному предмету ребёнок ищет второй, сходный с первым (который подходит, затем продолжает поиск дальше, по выбранной им картинке. Многие дети выполняют задание молча, результат выражают в практическом действии по объединению сходных картинок. Иногда же этот процесс соотнесения ребёнок выражает в речи. Иногда в процессе даже такого развёрнутого поиска ребёнок допускает ошибки в соотнесении. Осуществляя классификацию, дети иногда забывают, какую группу они ищут, и начинают объединять рядом лежащие картинки. Иногда, не найдя всех картинок одной группы, ребёнок переходит к созданию следующей группы. Это нарушение порядка классификации объясняется неумением ребёнка планировать свою деятельность и в достаточной степени анализировать весь предложенный ему материал. В некоторых случаях причиной ошибок в соотнесении является стремление детей объединять картинки на основании близких детям жизненных ситуаций. Так, в одном из упражнений ребёнок объединяет в одну группу стул, стол, кружку, хотя на предложенных ему картинках были нарисованы кровать и различная посуда. В процессе обучения дети среднего дошкольного возраста успешно преодолевают возникающие перед ними трудности, связанные с самостоятельным нахождением общих признаков в изображённых на картинках предметах, и вскоре уже все безошибочно раскладывают картинки по группам. Научившись осуществлять классификацию практически, дети легко справляются с группировкой и в речевой форме, а затем овладевают классификацией и как умственным действием. Группируя картинки в уме, они допускают ошибки, которые возникают в тех случаях, когда увеличивается количество материала для классификации. К концу обучения все дети классифицируют предметы правильно. Овладение детьми классификацией сопровождается значительным ростом самостоятельности детей в осуществлении действия. Дети способны овладеть классификацией не только как познавательным действием, но и как способом произвольного запоминания. У детей всё более отчётливо по мере обучения проявляется направленность на запоминание и воспроизведение. Это стремление запомнить - вспомнить иногда отчётливо выражается в высказываниях детей. Многие дети осознают неполноту своего воспроизведения. При этом они нередко настойчиво пытаются вспомнить забытое, отказываются вспоминать картинки другой группы, пока не припомнят содержание предыдущей, иногда просят помочь им. Это говорит о том, что дети уже в состоянии ставить перед собой цель запомнить - припомнить. Умение принимать и сохранять задачу на запоминание развивается у детей в процессе овладения ими классификацией по мере того, как они учатся использовать названия групп как опорных пунктов при запоминании и воспроизведении. Однако следует учитывать, что детей нужно обучать не только классификации как познавательному действию, но и использованию её в целях запоминания. В связи с этим третий этап, этап формирования классификации как умственного действия, складывается из двух ступеней. На первой ступени деятельность детей организуется и направляется извне. Сначала ребёнка просят назвать, какие имеющиеся в материале группы картинок он будет запоминать. После этого он должен назвать ту группу, которую будет запоминать первой, и перечислить все входящие в неё картинки. Так последовательно, под постоянным контролем взрослого происходит выделение и комплектование одной группы за другой. На второй ступени дети упражнялись в самостоятельном осуществлении классификации в уме. Обучение детей классификации как способу запоминания можно осуществлять следующим образом. Сначала дети должны овладеть классификацией как познавательным действием: на первом этапе их следует обучать классификации как практическому действию, на втором – как речевому, на третьем этапе дети уже в состоянии овладеть классификацией в форме умственного действия. По мере обучения дети всё более чётко осознают необходимость классификации материала для его запоминания, возрастают лёгкость и свобода в оперировании группами. Несмотря на то что им предлагался для запоминания материал, содержащий в себе большее количество групп, чем раньше, дети успешно запоминали в процессе классификации названия групп. Однако, запоминание названий групп вначале часто оказывалось непрочным, и в процессе воспроизведения дети порой не в состоянии самостоятельно вспомнить все группы. По мере же обучения они всё успешнее вспоминают материал по группам, заметно возрастает их готовность к воспроизведению. Без направляющей помощи взрослого в процессе запоминания ребёнок испытывает трудности и в использовании групп при воспроизведении. Лишь некоторые дети самостоятельно воспроизводят картинки по группам, остальные же более или менее успешно используют группировку лишь после указания взрослого. Следовательно, возникает необходимость в специальном обучении детей самостоятельному выполнению действий про себя, в уме, а также упражнений в использовании групп при воспроизведении.

Перед тем как выполнить то или иное упражнение, необходимо направить детей на решение задачи : «Сначала хорошо рассмотри все картинки. Если не знаешь чего – нибудь, спроси. Чтобы лучше запомнить, ищи картинки молча, про себя, подумай, как назвать группы, и картинки запоминай по группам». Но если деятельность детей не организуется и не контролируется взрослым, они вначале не в состоянии выполнить мысленной группировки картинок или же, выделив некоторые группы, не могут завершить их комплектование. Чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями, целесообразно предлагать детям вопросы о том, все ли группы нашёл ребёнок, запомнил ли он их, все ли картинки он запомнил и т. п. ; давать советы не торопиться, запоминать по группам, прежде надо найти все группы; терпеливо относиться неудачам детей в воспроизведении ими материала из-за недостаточно точной его группировки, обучать каждого воспроизведению картинок по группам. Всё это способствует тому, что к концу обучения возможности детей в самостоятельном осуществлении классификации в цели и запоминании материала по группам значительно возрастают. Наряду с успехом в овладении детьми классификацией можно отметить и некоторые трудности: дети недостаточно хорошо удерживают в памяти названия групп как опорных пунктов для последующего припоминания. Для запоминания обобщённых названий важно уметь использовать повторение, уметь проверить себя, вспоминая названия найденных групп. Однако многие дети не владеют в достаточной степени повторением, особенно его активными формами. Они иногда прибегают к повторному восприятию материала, но очень редко используют воспроизводящее повторение, которое заключается в том, чтобы припомнить, воспроизвести материал в целях его лучшего запоминания. Следовательно, детей нужно специально обучать и такому способу запоминания, как повторение. Иногда дети дают название группе, найдя лишь несколько её элементов; не обнаружив самостоятельно всех картинок данной группы в процессе комплектования, ребёнок, естественно, не может полностью раскрыть её содержание при воспроизведении. Здесь сказывается недостаточное умение детей самостоятельно анализировать предложенный им материал, вследствие чего отдельные картинки оказываются не включёнными ни в какую группу и потому чаще всего детьми не запоминаются. Овладевая классификацией с опережающим словесным обобщением, дети могут использовать её в качестве способа логического запоминания. При этом запоминание осуществляется более успешно в том случае, когда оно организуется и направляется взрослыми. В процессе же самостоятельного осуществления классификации в целях запоминания некоторые дети испытывают затруднения в полном комплектовании групп и в самостоятельном использовании групп при воспроизведении. Развитие умственных способностей детей. Решение тех или иных воспитательных задач предполагает выявление тех действий, которые должен научиться осуществлять ребёнок.

Публикации по теме:

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно - развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Способы формирования культурно-гигиенических навыков Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учите детей среднего возраста запоминать
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 11:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД