Получи документы

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. (5 фото)

Надежда Тюрина
Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.

Тюрина Надежда Александровна

Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников».

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.

В настоящее время развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь-это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.

Публикация «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников,» размещена в разделах

Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определённые нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

В ФГОС дошкольного образования социально – коммуникативное и речевое развитие ребенка обозначаются как необходимые образовательные области, обеспечивающие общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, его социализацию и личностное развитие. Необходимость выступать публично сопровождает человека всю жизнь. Такие ситуации начинаются уже в дошкольном детстве (рассказать стихотворение, выступить на празднике) и т. д.

Умение выступать публично – одно из сложных умений, внимание которому стали уделять еще в Древней Греции и Риме. Именно в связи с его сложностью и психологической значимостью к его развитию следует приступать уже в дошкольном детстве, но подходить к этому необходимо обоснованно и с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время коммуникативное умение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста определяется как комплекс осознанных действий и способность детей строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Учитывая суть этого определения, технология формирования у дошкольников умения выступать публично должна содержать ответы на следующие вопросы: 1. Что должно быть осознано ребенком (какие знания ему должны быть предоставлены? 2. В какой форме они должны быть предоставлены, чтобы дошкольник мог их усвоить, учитывая его возрастные особенности? 3. Как обеспечить то, чтобы дошкольник успешно применил эти знания в своем поведении, т. е. верно реализовал их в своей модели поведения?

Рассматривая теоретическую концепцию, на которую целесообразно опираться в формировании умения выступать публично, - это самоэффективность и научение через моделирование. По мнению психолога Альберта Бандуры существует 4 источника самоэффективности (обретение новых полезных моделей поведения) :

1 .личный опыт успеха и неудач в данной области, в зависимости от которого выстраивается последующее поведение;

2 косвенный опыт или наблюдение опыта других людей;

3. Поддержка, вдохновение, убеждение со стороны других людей;

4. Эмоциональный подъем как источник ситуационной эмоциональной подпитки, поддержки деятельности.

Эти источники отвечают на вопрос, что должна включать технология развития умения выступать публично. Особо важны обеспечение личного позитивного опыта публичного выступления, опыта наблюдения выступлений других детей, поддержки со стороны педагога, а также создание условий для эмоционального подъема, эмоциональной уверенности, радости у ребенка. Концепция научения с помощью моделирования (через наблюдение) психолога Альберта Бандуры такова: что если человек спонтанно не овладевает какой – либо полезной моделью поведения, он может научиться этому, наблюдая ее у других людей и моделируя подобное поведение.

В процессе такого научения важны следующие процессы:

1. Образное кодирование (термин психолога Альберта Бандуры, т. е. ребенок должен увидеть у других людей образ действия;

2. вербальное кодирование, так как ему надо рассказать, что делается;

3. тренировка, т. е. действие самого ребенка.

Именно эти процессы должны быть обеспечены в технологии формирования у ребенка выступать публично.

Я работала над проектом «Юные журналисты», в котором раскрываются следующие задачи:

- овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста;

- обучение их построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развёрнуто, связно, логично, обосновано, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;-расширение и активизация словарного запаса;

- развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;

- формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;

- развитие жизненно необходимых умений : справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.

В ходе исследовательской деятельности дети учатся вместе работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это способствует саморазвитию личности каждого ребенка, формирует его любознательность.

Организованная в ходе реализации проекта образовательная деятельность с детьми помогла им преодолеть многие коммуникативные трудности. Воспитанники научились выслушивать собеседника, не перебивая его. Сдерживая себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге, совершенствовали грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий). Эффективным оказалось использование игрушечного микрофона. Задавая вопросы, дети вживались в роль журналиста, телеведущего, старались говорить громче, выразительнее, следили не только за своей речью, но и за речью собеседника, считались с его точкой зрения.

Фото №1 Тюрина Надежда Александровна Тема Умение выступать публично и его Фото №2 Развитие ребенка

Проектная деятельность способствовала формированию у дошкольников правильного звукопроизношения. На занятиях педагог напоминал воспитанникам о том, что речь журналиста должна быть грамотной, четкой, важно правильно произносить все звуки.

Хочу пожелать воспитателям использовать в своей работе познавательно – исследовательскую деятельность на разные темы. Таким образом, дети получат не только всестороннее развитие, но, общаясь, будет проведена огромная работа в коммуникативном развитии. Такие новые формы работы способствуют также умению выступать публично.

Фото №3 Материалы для педагогов развитие у старших дошкольников Фото №4 В настоящее время развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности Метод проектов в дошкольном учреждении. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных.

Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе игр-драматизаций Овладение диалогической речью является необходимым условием полноценного и всестороннего развития ребенка. Изучению данной проблемы посвящены.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности Аннотация Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольниковРазвитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников Тема «Развитие зрительно – пространственного восприятия у старших дошкольников» С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются.

Речевое развитие старших дошкольников В отечественной методике развитием связной речи старших дошкольников занимались Е. И. Тихеева, О. И. Соловьева, М. М. Конина. Ребенок старшего.

Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы) Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Сухомлинский В. А. Дошкольный.

Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников Проект – самостоятельная (коллективная) творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема,.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников. Консультация для родителей Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Организуя работу с детьми по развитию воображения в изобразительной.

Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Он сказал: «Если вы хотите,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 21:30
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД