МААМ-картинки

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога»

Елена Тарасова
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога»

Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.

Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.

Публикация «Управленческий проект „Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога“» размещена в разделах

В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:

- потребность в личностном развитии и креативность;

- мотивация и готовность к инновациям;

- принятие современных приоритетов дошкольного образования;

- способность и потребность в рефлексии.

Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.

Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.

В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:

- анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;

- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;

- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;

- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;

- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».

Анализ данных мероприятий позволяет выявить проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.

НАПРИМЕР:

1. Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.

3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.

4. Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.

5. Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.

В связи с этим возникает необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.

Было принято решение разработать управленческий проект :

«Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО».

Основная часть

Паспорт проекта

Название и тип проекта Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Участники проекта Тарасова Е. В. - заведующий

Шейкина Е. В. – старший воспитатель

педагоги МБДОУ Детский сад № 22 «Бабочка»

Сроки реализации проекта 2023-2024 уч. год

Основания для разработки проекта - Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ ;

- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

- Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021

Цель проекта Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения.

Задачи проекта 1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.

2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста.

3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога.

Этапы проведения проекта I этап. Организационный

Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста.

Планируемые результаты проекта Начинающий педагог :

- знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

- умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;

- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;

- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;

- умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;

- самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование.

Форма проведения итогового мероприятия Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

Продукты проекта 1. Портфолио молодого специалиста.

2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога :

- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;

- методические задания и вопросы для педагога;

- тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников;

- презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;

- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;

- сценарии мастер-классов.

Ресурсы проекта :

1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.

3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.

3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.

2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.

3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5. Материально-техническое обеспечение проекта.

Механизм оценки эффективности проекта

1. Анкетирование среди родителей.

2. Тестирование и анкетирование начинающего педагога.

3. Анализ реализации этапов проекта.

4. Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.

Этапы реализации проекта

Этап Срок Содержание

I этап. Организационный

Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога Сентябрь-октябрь 2023

1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.

2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.

3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

II этап.

Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста. Ноябрь 2023- март 2024 1. Реализация плана методических мероприятий.

2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.

3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.

III этап.

Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности. Апрель –май 2024 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.

3. Отчет педагога-наставника.

4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.

План методических мероприятий

I этап. Организационный

№ Мероприятия этапа Ответственные

1. Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование). Заведующий,

ст. воспитатель

2. Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника. ст. воспитатель

3. Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога. ст. воспитатель

4. Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста. ст. воспитатель

II этап. Внедренческий

№ Мероприятия этапа Ответственные

1. Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций) :

- «Основные направления современного дошкольного образования»;

- «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»;

- «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;

- «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»;

- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями». ст. воспитатель

2. Проведение практикумов:

- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»;

- «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»;

- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ». ст. воспитатель,

3. Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов Заведующий,

ст. воспитатель,

4. Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога ст. воспитатель,

5 Организация мастер-классов:

- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;

- «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты» ст. воспитатель,

6. Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио» ст. воспитатель,

начинающий педагог

III этап. Аналитико-обобщающий

№ Мероприятия этапа Ответственные

1. Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога Заведующий,

ст. воспитатель

2. Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. Ст. воспитатель

3. Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста. Заведующий,

ст. воспитатель

3. Представление итогов проекта в форме :

- аналитического отчета старшего воспитателя;

- отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;

- представления портфолио начинающим педагогом. ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист

4. Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» ст. воспитатель,

молодой специалист

Список источников

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. 3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

Научно-методическая литература:

1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL : hllp ://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.

2. Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.

3. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.

4. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.

5. Лебедева С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб. : Детство-Пресс, 2011.

6. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.

7. Микляева Н. В., Романова О. Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2010.

8. Никитина С. В., Свирская Л. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М. : Линка-Пресс, 2008.

9. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога»
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 16:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД