Папки-передвижки

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Ольга Яськова
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Яськова О. М.

Тип учебного занятия: урок - исследование

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

через исследовательскую деятельность уточнить представление детей об однокоренных словах, о корне слова;

Публикация «Урок-исследование по русскому языку во 2 классе „Корень слова, Однокоренные слова“» размещена в разделах

развивать умение образовывать однокоренные слова и разбирать их по составу;

помочь обучающимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;

развивать внимание, логическое мышление, технику чистописания, речь;

воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: презентация в PowerPoint, «Таблички радости», магнитофонная запись диалога «Родня ли гусеница гусу?», баян.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

У: Ребята, что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?

О: Мы начали изучать состав слова.

У: С какими частями слова вы уже знакомы?

О: Мы познакомились с окончанием, основой слова, корнем.

У: Что такое корень слова? Основа слова? Окончание?

У: Для чего нужно знать состав слова?

О: Чтобы правильно, без ошибок писать слова. Например: в корне может быть безударный гласный или парный согласный звуки. Мы научились их проверять. Чтобы проверить безударный гласный звук – нужно подобрать однокоренное слово с ударением в нужном месте; парный согласный – подобрать однокоренное слово, где после этого согласного стоял бы гласный звук.

III. Минутка чистописания

У: Поработаем над чистописанием. Для чего мы это делаем на каждом уроке?

О: Чтобы правильно и красиво писать соединения в словах.

Запись на доске:

ввв врв орв ва во

топор кровать

У: Назовите общий признак записанных слов.

О: Это словарные слова.

У: Значит какой следующий этап нашего урока?

IV. Словарная работа.

У: Объясните значение этих слов (Слайд 1)

Топор

О: это инструмент для рубки дров.

У: Языковеды связывают значение этого слова со словом топать, как и тяпать. Глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». Топор – буквально «топало», «рубило» ( Слайды:2, 3, 4)

У: Объясним слово кровать (Слайд 5)

О: Это предмет мебели, на котором спят.

У: Синоним к слову кровать – койка (Слайды 6, 7, 8)

У: Я вам сейчас буду диктовать словарные слова. Ваша задача записать их распределив в 3 столбика

I – слова, обозначающие предмет, II – слова обозначающие признак предмета, III – слова обозначающие действие предмета. (Слайд 9)

У: Обед, нарисованный, заморозить, рисунок, рисовать, мороз, обеденный, морозный, обедать.

Взаимопроверка (Слайд 10)

У: Что вы заметили в написании этих слов?

О: Среди них есть однокоренные слова.

У: Докажите, что это однокоренные слова, выделите корень.

V. Постановка целей урока через проблемную ситуацию

У: Над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Слайд 11)

У: Какую цель поставим для себя?

Сегодня, ребята, я предлагаю вам быть исследователями. Вы должны выяснить, какие слова являются однокоренными и как определить корень слова.

Проблема

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» (Прослушивание)

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши утята. А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

У: И так начнём исследование. Есть ли в этом рассказе «родственники»? Запишите родственные слова, выделите в них окончание, основу и корень.

У: Денис выписал такие слова : гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Артё м: «Гусеница – это не родственное слово».

Денис: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница – родственное слово».

У: Вы согласны с Денисом? Почему?

О: Слово гусеница имеет другое смысловое значение.

У: Какой вывод сделаем из этого исследования? Какие слова можно назвать однокоренными? (Слайд 12)

VI. Физкультминутка

(Танцевальные движения под аккомпанемент баяна)

VII. Продолжение исследования

У: Прочитайте слова – пододеяльник, подорожник, подосиновик, подберёзовик (Слайд13)

У: Являются ли эти слова однокоренными?

О: Да, они имеют одинаковый корень «подо»

О: Нет! Эти слова разные по смыслу!

У: Давайте объясним значение этих слов. Что обозначает слово пододеяльник? (Слайд 14)

Пододеяльник – мешок из ткани, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберёзовик – гриб, растущий под берёзой.

У: Значит можно ли назвать эти слова однокоренными?

Прочитайте слова парами (Слайд 15)

пододеяльник одеяло

подорожник дорога

подосиновик осина

подберёзовик берёза

У: Что вы можете сказать о парах слов в I и II столбиках?

О: Это однокоренные слова.

У: какие слова называются однокоренными?

О: Слова, близкие по смыслу, с одинаковым корнем.

У: Запишите эти слова парами, выделите корень.

Взаимопроверка (Слайд 16)

У: В результате исследования к какому выводу мы пришли?

VIII. Значение корня. Первичное закрепление.

(Слайд 17) Работа в группах

Задание 1. «Посадить» корень слова, вырастить деревце.

I – вод -, , …

II – лес -, , …

III ход -, , …

IV холод,, …

Задание 2. В записанных словах прочитайте только корень.

У: Вы поняли, что означает это слово? А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшуюся часть слова. Ясен ли смысл слова?

Подведём итог нашего исследования. В какой части слова заключён его смысл?

(Слайд 18)

Смысл слова заключён в его корне. Корень это главная часть слова. От него «растут» другие слова

IX. Самостоятельная работа

Учебник с. 139 №72

X. Итог урока

У: Подведём итог нашей исследовательской работы. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

О: Научиться находить однокоренные слова, выделять в них корень.

У: Какие слова называются однокоренными? Выберите правильный ответ (Слайд 19)

I Корень- это общая часть всех слов.

II Корень – это главная часть предложения.

III Корень – это общая часть однокоренных слов

XI. Д/ З: с. 139 №71 (подобрать однокоренные слова к слову чёрная, выделить корень;

*посадить корень слова, вырастить деревце)

XII. Самооценка

У: Оцените свою работу на уроке

Дети заполняют «Таблички радости»

Рефлексия:

Я узнал …

Мне было интересно ….

Я запомнил ….

У: Спасибо за хорошую работу на уроке.

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Состав слова. Приставка» У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Давайте попросим их помочь нам в работе.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок по русскому языку в 1 классе школы УМК «Письмо заглавной буквы «К» Технологическая карта урока Предмет:русский язык Класс: 1 «А» УМК: Школа России Тема урока: Письмо заглавной буквы К. Место и роль урока.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных» Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных» УМК: «Школа России» Тип.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 08:37
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД