Получи документы

Урок «Природа родного края в творчестве тамбовских писателей» по курсу «Литературный Тамбов»

Любовь Позднякова
Урок «Природа родного края в творчестве тамбовских писателей» по курсу «Литературный Тамбов»

Урок по внеурочному курсу «Литературный Тамбов»

Тема: «Тема природы родного края в творчестве тамбовских писателей».

Цель: Познакомить с тамбовскими поэтами и писателями, их произведениями о природе родного края.

Задачи:

формировать и развивать навыки выразительного чтения;

развивать музыкальные, поэтические способности детей, эстетический вкус;

развивать речь и мышление учащихся;

Публикация «Урок „Природа родного края в творчестве тамбовских писателей“ по курсу „Литературный Тамбов“» размещена в разделах

воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.

Оборудование: запись песни «Мой край Тамбовский зову я домом» на стихи В. Т. Дорожкиной, презентация, отпечатанные на листах стихи для трёх групп учащихся, краски, кисти, альбомные листы для творческой минутки.

Ход занятия.

1. Введение в тему занятия. Слайд 1.

Край полей и лесов,

Край цветущих садов

Как я счастлив,

Что здесь я родился!

Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии «Литературного Тамбова», с какими стихами будем знакомиться? Какую цель мы поставим?

2. Постановка цели и задач занятия. Слайд 2, 3.

Тема: «Тема природы родного края в творчестве тамбовских писателей».

Цель: Познакомимся с тамбовскими поэтами и писателями, их произведениями о природе родного края.

Задачи:

формировать и развивать навыки выразительного чтения;

развивать музыкальные, поэтические способности детей, эстетический вкус;

развивать речь и мышление учащихся;

воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.

3. Работа по теме занятия.

Тамбовский край…Край необозримых хлебных полей, лесных массивов, безграничных степных просторов. Об этом писал С. С. Милосердов. Слайд 4.

1). Семён Семёнович Милосердов. 1921-1988 Слайд 5, 6.

Родился в поселке Семеновка Знаменского района. Школу заканчивал в Тамбове. Здесь в газетах появились его первые стихи. Великая Отечественная война застала Семёна Милосердова в Саратове, где он учился на филологическом факультете университета. Он испытал тяжелые бои, ранения, плен, лагеря. Все это впоследствии нашло отражение в творчестве поэта. В 1956 году он вернулся в Тамбов, много лет работал в районной газете, занимался с молодыми поэтами, до самой смерти вел занятия литературного объединения «Радуга». Семен Милосердов – автор более двух десятков сборников.

Излюбленный мотив, образ, который особенно дорог и близок поэту – это русское хлебное поле. Даже в самих названиях его сборников «Красное лето», «От солнца до ромашки», «Ржаные венки» звучит любовь и неизменное пристрастие Семёна Милосердова к русской природе, родной земле.

Он говорил: «Имя моей «малой родины»Тамбовщина, имя речки – Цна. Милая сердцу природа дарует светлую радость бытия, в ней открыта подлинная красота всего сущего.

Моя цель – пробудить в людях стихами доброту и милосердие».

Работа со стихами «Июль», «Цна», «Все родники в России певчие»

Июль Слайд 7.

Дожди, как в сотах мёд, копились,

Дышала свежестью река,

Над степью медленно копнились

Прожаренные облака.

И разразилось! Грома ярость,

Накаты ветра… И ветла,

Зелёный выгибая парус,

По океану ржи плыла.

Найдите в стихотворении сравнения, образные выражения, эпитеты.

Стихи распечатаны, есть у детей, они работают группами.

Подготовка выразительного чтения стихотворения С. С. Милосердова «Цна»

Слайд 8.

Цна

Ты нравишься мне,

голубая,

В час полдня,

в июльский зной

Чешуйчатая, рябая

В ненастье ранней весной;

Малиновая на закате,

Купающая облака.

Когда в них врезается катер,

Подставив брызгам бока.

Люблю тебя на рассвете

Прозрачной порой октября,

Твой свежий

прибрежный ветер,

Сосняк, пионерлагеря…

Какие строки стихотворения «Цна» вам понравились? Прочтите их. «Чешуйчатая, рябая», что это значит? Почему поэт говорит так?

Все родники в России певчие… Слайд 9.

Все родники в России певчие,

Как птахи, как лесной рассвет…

Снега, дожди, сверчки запечные

Поют мне с детских ранних лет.

Малиновки и трясогузки,

Я с вашей музыкой в ладу.

Я ваши песенки на русский,

На свой язык переведу…

Ах, эта сладостная участь –

В степной равнинной синеве,

В ручьях, в рябиновой листве

Земли протяжную певучесть

Приметить, лёжа на траве!

Понравились ли вам стихи? Чем? Что хочет нам сказать поэт своим стихотворением? (человек должен понимать природу, любоваться ей)

2). Валентина Тихоновна Дорожкина Слайд 10, 11.

Рассказ о творчестве Дорожкиной (выступление учеников 4 класса)

Валентина Тихоновна Дорожкина родилась в 1939 году в городе Мичуринске Тамбовской области в семье железнодорожника, с 1960 года живет в Тамбове. Окончила среднюю школу и историко-филологический факультет Тамбовского педагогического института.

По окончании работала учителем в Знаменском районе. После этого шесть лет работала корректором в областной типографии, семь лет — редактором многотиражной газеты и заместителем ответственного секретаря областной газеты «Тамбовская правда», редактором еженедельника «Новости», с 1985 по 1992 год занимала должность старшего редактора Тамбовского отделения Центрально-Черноземного книжного издательства.

В 1992 году Дорожкина стала заведующей сектором творческой работы с учащимися в областной детской библиотеке, где она с 1985 года вела на общественных началах литературно-творческое объединение «Тропинка». В 1994 году объединению присвоено звание Народного коллектива, в 2002 году он стал лауреатом премии имени Е. А. Баратынского. Филиалы «Тропинки» открыты в городах и районах области.

Валентина Тихоновна - автор более двадцати поэтических и прозаических книг. Награждена орденом Дружбы, медалью «К 100-летию М. А. Шолохова», знаками «За заслуги перед городом Тамбовом», «За заслуги перед Тамбовской областью». Является заслуженным работником культуры России, лауреатом областных премий имени Е. А. Боратынского, И. А. Гаврилова, В. А. Богданова, Г. Д. Ремизова, И. Г. Рахманинова, Зои Космодемьянской, дипломантом Национальной премии имени Л. Н. Толстого, членом Союза журналистов России, членом Союза писателей России, Почетным гражданином города Тамбова.

Стихи Валентина Дорожкина начала писать еще в старших классах школы. Она автор более двадцати поэтических сборников и прозаических книг. Для поэзии характерна гражданственность и лиричность, взволнованность и искренность. Музыкальная ритмика стихов привела к созданию на их основе песен и хоров. Её стихи посвящены раздумьям о жизни, о сложном мире человеческих чувств, о родном крае и привязанности к нему, о признательности тем, кто отдал жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны и кто сегодня утверждает жизнь на Земле.

Валентина Дорожкина занимается краеведческой работой, собирает сведения о литераторах, связанных с Тамбовским краем. Ею опубликованы статьи в «Тамбовской энциклопедии», выпущены книги «Неисчерпаемый Серебряный век» (1997, «Литературная жизнь Тамбовского края XVII—XXI веков» (2006, в соавторстве с Л. В. Поляковой). На тамбовском областном радио она ведет передачу «Забытые и возвращенные имена».

Стихотворение «Я не люблю цветы в букетах»

Я не люблю цветы в букетах,

Люблю их в поле и в лесу:

Там надышусь, и словно лето

С собой в ладонях принесу.

Пропахну запахом полыни,

Ромашки, мяты, чабреца.

С природой связана отныне

И до конца.

Я не люблю цветы в букетах,

Люблю их в поле и в лесу…

Не надо отнимать у лета

Его богатство и красу.

И пусть цветы благоухают,

Чтоб их не иссякал запас,

Чтоб они не день, не час,

А вечно радовали нас,

Переносили дождь и стужу,

И опадали, и цвели,

Но чтобы их живую душу

Не отрывали от земли.

К чему призывает нас В. Т. Дорожкина в своём стихотворении?

Прослушивание. Песня «Мой край Тамбовский зову я домом» Слайд 12.

Работа со стихотворением «Есть губернии краше» Слайд 13.

Есть губернии краше,

Богаче, Красивей,

Но Тамбовщина наша

-В самом центре России.

Начиналась как крепость,

Разрослась вширь и ввысь.

В людях — сила, и крепкость,

И кипучая жизнь.

Цна - голубка пленяла

Не одно поколенье.

Перед родиной малой

Постоим на коленях.

Понравились ли вам стихи?

Что запомнилось больше всего?

Найдите строчки о месторасположении Тамбовской губернии на карте России. Прочитайте.

Перечитайте строки об истории родного края.

Найдите строчки о реке Цне. Найдите сравнение. Прочитайте выразительно последний столбик.

Поздняя весна. Слайд 14.

То дождь, то снег. Что за напасть?

Весною и не пахнет вовсе.

Как будто за зимою осень

Решила на Тамбов напасть.

Уже апрель. Но где весна?

То дождь, то снег – крутой из сита.

Небесная голубизна

Свинцовым пологом закрыта.

Хожу, аукаюсь с весной:

- Ау! – ответа жду с надеждой…

Вдруг из - под снега предо мной

Поднялся крохотный подснежник

О чём эти стихи? Какими чувствами они проникнуты?

У Валентины Тихоновны особое отношение к природе. Она щедро делится с читателями своим восторгом красоты окружающего мира.

Какие краски потребуются, чтобы нарисовать картину к этому произведению?

3).Творческая минутка. Слайд 15.

Синий цвет

Весну нарисуем, возьмем акварель,

И кисть окунем в голубую капель,

Струится, звенит голубая капель,

Капелью прозрачной умылся апрель.

Подснежник открыл голубые глаза,

В них неба бездонного синь - бирюза.

Умылся подснежник капелью лесной

И в воздухе синем запахло весной.

Осень желтой кистью провела по лесу…

Осень желтой кистью провела по лесу,

На ветвях развесив желтую завесу.

Желтою метелью замела дороги,

В желтые сугробы наступают ноги.

Покачала осень на прощанье веткой,

Уронила наземь желтые монетки.

Солнечный зайчик

К нам прыгнул с небес,

Зажегся и ожил желтеющий лес,

Улыбки зажглись, заблестели глаза,

Солнечный зайчик нам

«Здравствуй» сказал.

Чтение и сравнение стихов. Какие краски в этих стихах? О каком времени года они? Какое из стихов подходит к нашему времени года?

Дети на альбомных листах рисуют картину, нарисованную автором в стихотворении «Синий цвет» по группам.

Обсуждение картин, нарисованных детьми.

Это стихи Т. Л. Курбатовой. У неё очень много стихов, которыми она как красками рисует окружающий мир.

4). Татьяна Львовна Курбатова. Знакомство с творчеством, чтение и обсуждение стихов. Слайд 16.

Родилась в Тамбове в 1954 году. Окончила музыкальное училище имени С. В. Рахманинова и факультет иностранных языков пединститута (ныне ТГУ имени Г. Р. Державина).

Много лет работала в музыкально-педагогическом институте имени Рахманинова. Сейчас преподаёт в Тамбовском колледже искусств.

Первые стихи опубликовала в 15 лет. Автор 9 сборников лирической поэзии и стихов для детей. Руководит литературным объединением «Радуга» при Тамбовской писательской организации. Награждена знаком «За достижения в культуре». Член союза писателей России с 1996 года.

ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Опять весна, опять капель

Поет, звенит, спешит апрель.

Свирель звучит, весна идет,

Бурлит, кипит, звенит, поет.

Слова какой части речи использует автор? Что они показывают? (Движение, пробуждение)

Слушая следующее стихотворение найдите эпитеты. Какой частью речи они выражены?

ВЕСЕЛАЯ КАПЕЛЬ

Кап-кап, веселая капель,

В окошко к нам стучит апрель.

Журчат ручьи, апрель поет,

Нас в голубую даль зовет.

Ему на месте не сидится,

Он с талою водою мчится.

Подснежником на нас глядит,

Скворцом на веточке сидит

Веселый, звонкий, озорной

Апрель, бездонно-голубой.

Вы слышите, звенит капель!

В окошко к нам стучит апрель.

РОМАШКОВАЯ РУСЬ Слайд 17.

Березовое кружево,

Ромашковая Русь,

Смотрю в глаза озерные,

Гляжу не нагляжусь.

Мне сладок воздух Родины,

Настой медовых трав,

Цветут ромашки белые,

Под кружевом дубрав.

Какие слова вам больше всего запомнились? Почему?

Какое настроение осталось у вас после чтения произведения?

Найдите в стихотворении эпитеты и сравнения.

Объясните, как понимаете строки «Березовое кружево, ромашковая Русь…»

5). Кучин Иван Сергеевич. 21 января 1924 года в деревне Берёзовке Петровского района Тамбовской области. Слайд 18, 19.

С детских лет трудился в колхозе.

Из девятого класса он ушёл по комсомольской путёвке на строительство оборонительных сооружений, а затем в действующую армию. Рядовым пулеметчиком сражался в 35-й Гвардейской стрелковой дивизии. В боях под Сталинградом был контужен, тяжело ранен. Демобилизован по инвалидности.

За участие в войне И. С. Кучин награждён орденами Отечественной войны I степени и красной Звезды, 8 боевыми медалями.

Инвалидом войны пришел он на филфак Тамбовского пединститута, чтобы научиться свободнее владеть литературным словом. Первые стихи молодого поэта появились в 1942 году во фронтовой газете, первая книжка И. Кучина - повесть в стихах "Светлый путь", посвященная труженикам полей, была издана в Тамбове в 1952 году.

Многие произведения И. Кучина посвящены природе. И, даже когда он "рисует" захватывающие картины морской стихии, не забывает о родном пшеничном поле Тамбовщины.

А поразмыслить - что мне море?

Его ль понять мне гордый нрав?

Резвилось детство на просторе;

Как жеребёнок среди трав.

Моя тамбовская равнина,

Мои прицнинские леса, -

С какой экзотикой сравнима,

Неброской родины краса!

Его поэма "Великий почин", стихи "Навстречу солнцу", "Племя орлиное", "Молодей, земля!" и многие другие - это произведения высокого гражданского звучания. Именно за эти произведения Ивану Кучину были присуждены премия имени Зои Космодемьянской и областная журналистская премия имени первого редактора "Тамбовской правды" И. А. Гаврилова.

6). Домашнее задание. 4 класс дома прочитает стихи И. С. Кучина, подготовит их обсуждение.

2 класс готовит стихи Т. Л. Курбатовой. (Раздаются распечатанные стихи.)

6). Обобщение. Слайд 20, 21.

Игра собери пословицу.

Мать, умей, за, родина, постоять, нее.

Человек без … - что … без песни.

Нет, краше, чем, земли, наша, Родина.

Чему учат нас эти народные пословицы?

• С какими произведениями вы познакомились на уроке?

• Каких авторов вы узнали и полюбили?

• Зачем нужно читать произведения наших талантливых земляков?

• Чем эти писатели и их книги могут нам помочь в современной жизни?

Давайте так же, как писатели нашего края любить свою большую и малую родины. Охранять и беречь её богатства и красоту. Уважать людей, прославивших наш край и быть добрыми и внимательными друг к другу.

Закончить наше занятие мне хочется стихами Т. Л. Курбатовой

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР ВОКРУГ

Пусть не смолкает никогда

В густой траве кузнечик,

Тот самый, лапками назад,

Совсем, как огуречик.

Пусть громко квакают весной

Весёлые лягушки.

В пруду, на озере, в реке

И просто на кадушке.

Пусть роют землю червячки,

Не попадаясь на крючки.

Они всем нам знакомы.

Они в саду и у реки

И даже здесь, у дома.

Пусть птицы песенки поют,

Со всеми нами дружат.

Пусть ранним утром воробьи

Хвосты полощут в лужах.

Пока вся живность тут и там

Поёт нам песни по утрам,

Чирикает, стрекочет,

Мяукает, хохочет,

В земле, воде, среди травы, –

Жить с нею будете и вы,

Она вас любит очень!

Публикации по теме:

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию «Природа родного края»Долгосрочный проект по экологическому воспитанию «Природа родного края» Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2014-2015 год. Тема проекта: «Природа родного края» Актуальность.

Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края»Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края» .

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе «Разнообразие природы родного края» Проект по теме «Разнообразие природы родного края» Цель:познакомиться с разнообразием природы родного края, способствовать включению учащихся.

Познавательное занятие для старшей группы «Природа родного края» Цель. Расширять представления о природе родного края, о климатических условиях, о растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии.

Проект «Природа родного края» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект на тему «Природа моего родного края» Воспитатель: Клинкова Е. А. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Срок реализации:.

Проект «Природа моего родного края» Исследовательско - творческий проект в подготовительной группе «Природа моего родного края» Байшева Луиза Иркиновна, воспитатель МБДОУ.

Познавательный проект «Природа родного края» ПРОЕКТ «Природа родного края» Вид проекта: познавательно – нравственный Участники проекта: дети, педагог, родители Продолжительность.

Урок окружающего мира во 2 классе «Домашние и дикие животные родного края» Муниципальное общеобразовательное учреждение Кузнецовская основная общеобразовательная школа Павлово – Посадского муниципального района.

НОД для детей средней группы по теме «Природа родного края» НОД для детей средней группы по теме: "Природа родного края". Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок «Природа родного края в творчестве тамбовских писателей» по курсу «Литературный Тамбов»
Опубликовано: 3 марта 2018 в 19:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД