МААМ-картинки

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний»

Белоусова Ольга
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний»

Урок Полезные ископаемые (песок, глина)

(Учебник «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. 3 класс, стр. 60-63) Программа «Планета Знаний»

Цели

деятельности

учителя Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении. Создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми (песок, глина, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока Открытие нового знания

Публикация «Урок по предмету „Окружающий мир“ в 3 классе „Полезные ископаемые (песок, глина)“ по программе „Планета знаний“» размещена в разделах

Планируемые

образовательные

результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать

с учебником, картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей

Методы и формы

обучения Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные

ресурсы

Оборудование Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России, карта области (края); коллекция полезных ископаемых

Основные

понятия Полезные ископаемые

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока Обучающие

и развивающие компоненты,

задания

и упражнения Деятельность учителя Деятельность

учащихся Формы организации

взаимодействия

на уроке Формируемые умения

(универсальные

учебные действия) Промежуточный

контроль

1 2 3 4 5 6 7

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельно-

сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного

материала Слайд 1.

– Сядем кружком, потолкуем ладком о том, о другом и урок со сказки начнем.

В некотором волшебном царстве, в подземном государстве жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы?

Слайд 2.

Хозяйка подземных богатств

В свое царство приглашает нас.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы.

Спускаемся в пещеру. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний Проверка

домашнего задания Слайды 4-11

Вся поверхность Земли состоит из горных пород.

Что называют горными породами?

После урока дети поспорили.

Саша сказал: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём. Коля возразил: «Горные породы встречаются только в горах? Кто из детей был более внимателен на уроке?

Где встречаются горные породы? Только в горах?

Из чего состоят горные породы?

Приведите примеры?

Рассмотри фотографию, на которой показан выход горных пород на поверхность Земли. Расскажи, как залегают слои горных пород.

Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Слайд 12

Молодцы! Справились с заданием и получаете шкатулку с сокровищем. Появляется шкатулка. В ней глина и песок. Выполняют

задания

Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах называют горными породами.

Более внимателен на уроке был Саша. Горные породы встречаются не только в горах. Они лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озёр, морей и океанов.

Из минералов.

Кварцевый песок состоит из кварца. Гранит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Слои горных пород на фотографии залегают ровно. Сначала идёт почва, затем пласт песка, потом пласт глины и опять пласт песка. Под ним, в самом низу идёт пласт гранита.

Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов). Индивидуальная, фронтальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Устные ответы,

выполненные

задания

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше-

III. Изучение нового материала Рассказ учителя.

Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок.

- Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать песок и глину сокровищем.

Слайды 13-14

Тема сегодняшнего урока - исследование свойств песка и глины

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ. – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, их называют полезными ископаемыми. Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину). Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые встречаются в различных районах нашей страны.

Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются. Внимательно слушают.

Фронтальная.

Устные ответы.

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7

Работа

с учебником.

Практическая работа. Составление таблицы

Физминутка Слайд 15

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу

Практическая работа

Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

• 1 группа. " Наблюдатели".

• 2 группа. " Экспериментаторы".

• 3 группа. " Испытатели".

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Слайды 16-18

1 группа. " Наблюдатели".

1) Вместе с другом рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).

2) Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

3) Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

2 группа. " Экспериментаторы".

4) Слепите из сырого песка и мокрой глины шарики и вы сушите их. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

3 группа. " Испытатели".

5) Вылепите из влажной глины чашку и налейте в неё воды. Пропускает ли эта чашка воду? Сделайте вывод.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

Глину и песок прошли,

Стоп! Немножко отдохнем!

Опять работать мы пойдем!

Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорога высыхает быстро?

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

Обсуждают изученный

материал

Песок рыхлый и хорошо пропускает воду. Глина плотная, плохо пропускает воду.

Групповая ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Выполненные

задания

IV. Первичное осмысление и закрепление. Слайды 20-24

Проверим записи таблицы по учебнику страница 61, дополним.

СлайдЫ 25-26

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать, как люди используют песок и глину.

- Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду - важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

- Как называли такую посуду?

«Посуды нет такой давно, все металлическая и стеклянная,

А в старину у всех была посуда …».

А глиняная посуда, это хорошо или плохо?

Глиняная посуда самая экологически чистая, полезная для здоровья человека. Кто изготавливал посуду и как называлась профессия человека?

А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

https://www.youtube.com/watch?v=_tU65V0V-2 Заполняют таблицу.

Читают

статью.

Выполняют

задания

(Глиняная) Ответы детей

Гончар Индивидуальная

Фронтальная, коллективная. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической рабо- ты следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: оценивают усваива-емое содержание с нравственно-этической точки зрения Устные ответы,

записи

в тетради

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7

V. Итоги

урока.

Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Кроссворд.

Выставление оценок Слайды 27-28

Чтоб закончить наш урок,

Подведём его итог.

Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

Перечислите свойства песка, глины.

Глина и песок – настоящие сокровища, одни из древнейших освоенных людьми материалов. Сокровище оказывается не только то, что блестит, но и такая некрасивая на вид глина и песок тоже является сокровищем.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

– Что же мы называем полезными ископаемыми?

– В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Слайд 29 Лист самооценки

«Мишень»

Отвечают

на вопросы.

Решают кроссворд Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке Устные ответы,

разгаданный кроссворд

VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, стр. 60-61, 63. Свойства полезных ископаемых по таблице. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья? Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Кроссворд

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И в стекле он расплавлен даже.

(Песок.)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи…

(Руда.)

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

(Уголь.)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

(Глина.) 4. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

5. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это.

(Нефть.)

8. По трубе течет, пироги печет.

(Газ.)

9. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение.

(Торф.)

10. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением

(Известняк.)

Ключевые слова: ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА.

Состояние и свойства Песок Глина

1)Состояние (твёрдое, жидкое или газообразное) твёрдое твёрдое

Твёрдость (рыхлый/плотный, сыпучий/вязкий) рыхлый, сыпучий плотная, вязкая

2)Цвет (прозрачный/непрозрачный) непрозрачный непрозрачная

3)Запах не имеет характерный запах

4)Сохраняет ли форму в сухом виде нет да

5)Проницаемость (пропускает ли воду) пропускает задерживает

Применение строительство дорог, при производстве стекла Изготовление посуды, игрушек, кирпич

Лист самооценки

Ф. И. ученика___

«Мишень»

Публикации по теме:

Беседа в средней группе на тему «Природный материал: песок, глина, камни» Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Формировать умение исследовать свойства природных.

Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок Пояснительная записка (к предмету: «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения) (0,5ч. в неделю, 17 ч. в год). Настоящая программа.

«Песок и глина — наши помощники». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Тема: Песок и глина - наши помощники. Цели: 1. Дать представление о свойствах песка и глины. 2. Формировать умение делать простейшие.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект занятия по моему краю «Полезные ископаемые» Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Задачи: Формирование первоначальных представлений.

Урок биологии в 5 классе «Плесневые грибы и дрожжи» по программе Пасечника В. В. Урок биологии в 5 классе по теме: «Плесневые грибы и дрожжи» (Программа Пасечника В. В.) Подготовила: Торак Елена Александровна, учитель.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Урок по предмету «Математические представления и конструирование» в 7 классе тмнр «Праздник чисел» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17 Невского района Санкт-Петербурга Урок по предмету Математические.

Урок знаний в 4 классе «Путешествие в школьную страну» Тема: Урок Знаний «Путешествие в Школьную страну» (4 класс). Цель: создание положительных эмоций перед началом учебного года Задачи: 1).

Занятие по познавательному развитию «Полезные ископаемые. Нефть» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Красное» Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний»
Опубликовано: 5 января 2019 в 00:14
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД