Лучший педагог года

Урок биологии в 5 классе «Плесневые грибы и дрожжи» по программе Пасечника В. В.

Елетна Т
Урок биологии в 5 классе «Плесневые грибы и дрожжи» по программе Пасечника В. В.

Урок биологии в 5 классе по теме :

«Плесневые грибы и дрожжи»

(Программа Пасечника В. В.)

Подготовила: Торак Елена Александровна,

учитель химии и биологии

Цель: расширить представления о многообразии царства грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся.

Задачи:

Публикация «Урок биологии в 5 классе „Плесневые грибы и дрожжи“ по программе Пасечника В, В,» размещена в разделах

Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.

Развивающие: формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать творческие и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.

Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих; формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид занятия: урок – исследование

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная

Дидактический материал и оборудование: презентация, микроскопы, медиа проектор, ноутбуки, ЦОРы: флэш-анимация «Мукор», видео-ролик «Дрожжи», мини-лаборатория, культура плесени и дрожжей, микропрепараты «Мукор».

Номер

учебного элемента

(УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ-0 Организационный момент. Приветствие учителя.

Актуализация знаний.

Ребята, что мы изучили на 2-х прошлых уроках? (Бактерии, Шляпочные грибы их строение, питание, размножение и роль в природе).

Повторите учебный материал по рабочей тетради

УЭ -1

Цель: проверить уровень знаний о шляпочных грибах.

- Выполните тест. (5-7 минут)

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением

2. Чем питаются грибы?

а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества.

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб; г) из сосудов

4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий;

5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий

6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом

8. Как питаются шляпочные грибы?

а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев.

9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Проверка теста (СЛАЙД 2)

Индивидуальная работа

Ответы заносят в лист ответов, проверить в парах и сдают учителю.

УЭ-2 Проблемный вопрос (1-2мин)

Ребята, какое на прошлом уроке вам было дано задание?

(Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.)

Учитель: Подумайте над следующими вопросами и дайте ответы:

Что же вы наблюдали?

Что образуется на хлебе?

СЛАЙД 3

- Относится это к живой или неживой природе?

- Маленькие или большие?

- Много ли их в мире?

- Приносят вред или пользу?

Учитель предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице «Знаю»

Знаю

До После

- к какому царству они относятся? (К царству Грибы)

-А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

-Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи)

- Зачем нам нужно изучать данные объекты?

Работа с классом

УЭ -3 Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете иметь представление об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей, их значении и использовании в народном хозяйстве и медицине; продолжите развивать умение готовить микропрепараты и оформлять лабораторные работы;

В процессе учебной работы над заданием вы должны;

• Выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей

• объяснить значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применение человеком.

Внимательно читают цель урока.

На экран выводятся картинки плесени и дрожжей.

СЛАЙД 4

Учитель: Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё говорят про плесень.

В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов.

И лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами.

Учитель: «Мы можем сейчас дать ответ на вопрос: Почему плесень и дрожжи это микроскопические грибы

- На этот вопрос мы сможем ответить позже.

УЭ -4

Цель: получить информацию о плесневых грибах. (3-5 мин)

1. Внимательно прочитайте, пункт мукор и пеницилл §15 ст. 78-79 и просмотрите флеш-анимацию «Мукор».

2. Ответьте на вопросы:

1. Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте? А на фруктах?

2. В чем особенность строения грибницы мукора? пеницилла?

3. Как они размножаются?

Индивидуальная работа

Работа с классом

Физминутка «Ёлочка» (1 мин)

УЭ -5 Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин)

Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

Лабораторная работа

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 учебника (п. 2, 3)

Рассмотрите микропрепараты при малом и большом увеличении.

3 Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

4. Обсудите результаты работы.

СЛАЙД 5

Индивидуальная работа

Работа в парах.

УЭ – 6

УЭ - 7 Цель: получить информацию о дрожжевых грибках, изучить их строение. (10 мин)

Задание:

1. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15 «Дрожжи», посмотрите ролик «Дрожжи».

2. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с. 80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

3. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

СЛАЙД 6

4. Обсудите результаты работы.

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища.

Обобщение и систематизация знаний

6 Ответьте на вопросы

Учитель: 1. Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов? Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

Вывод: Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу. Дрожжи состоят из множества клеток.

2. Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?

3. Для чего человек разводит дрожжи?

7. Тест:

1. Пенициллиум относится к:

а) плесеням;

б) дрожжевым грибам;

в) ржавчинным грибам.

2. Дрожжи размножаются :

а) только делением;

б) только почкованием;

в) делением и почкованием.

3. Дрожжи, которые сейчас используют в хлебопечении, в природе:

а) неизвестны;

б) встречаются часто в нектаре цветков, соке плодов;

в) встречаются, но очень редко.

4. Грибница мукора – это :

а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;

б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;

в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро.

5. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

а) нити грибницы погибают и загнивают;

б) с возрастом в нитях грибниц образуются вещества черного цвета;

в) в образующихся спорангиях развиваются споры.

По окончании работы ученикам предлагается обменяться тетрадями и сверить ответы (СЛАЙД 7).

8. Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку в таблице «Знаю»

Знаю

До После

Индивидуальная работа

Работа в парах.

Работа с классом

Индивидуальная работа

Работа в парах.

УЭ -7

УЭ-8 Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?

3. Выводы:

1. Плесень и дрожжи имеют малые размеры. Их строение можно рассмотреть в микроскоп.

2. Размножаться плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи почкованием.

3. Дрожжи и отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.

4. Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.

Рассмотрите следующие слайды и прокомментируйте то, что видите

СЛАЙД 8

Вывод: получают антибиотики.

СЛАЙД 9

Вывод: дорогим сортам сыра с плесень придаёт пикантный вкус.

СЛАЙД 10

Вывод: дрожжи используются в получении теста и в косметологии.

Рефлексия

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его (СЛАЙД 11).

Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился.

У меня настроение…

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте

Больше всего мне понравилось.

Сегодня на уроке я почувствовал…

Оцените свою работу на уроке :

Лист самооценки

ученика ___

1. Какова была цель урока? ___

2. Удалось получить результат (решение, ответ? ___

3. Правильно или с ошибкой? ___

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ___

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:

Домашнее задание (СЛАЙД 12).

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке :

• Выполнил все УЭ на 4 и 5 – можешь выполнить творческое задание.

• Иногда испытывал затруднения в работе и допускал ошибки – составь план §15.

Творческое задание (на выбор)

1)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.

2) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

3)Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?

4)В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?

5)Могут ли растения ржаветь?

Подведение итов.

Спасибо за урок!

Индивидуально

Вместе

с классом

Ваша оценка самому (ой) себе.

Индиви-

дуально

Сдайте рабочие тетради на проверку

Публикации по теме:

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные» Предмет: биология Класс: 7 Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Тип урока: открытие новых знаний Цель: познакомить учащихся.

Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые» Тема: «Полезные ископаемые»Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: - названия полезных ископаемых, добываемых.

Урок ИЗО в 7 классе «Автопортрет» Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность, глазомер, аналитическое.

Урок математики в 3 классе по программе Аооп уо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок биологии в 5 классе «Плесневые грибы и дрожжи» по программе Пасечника В. В.
Опубликовано: 18 августа 2018 в 17:01
+66Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД