Получи документы

Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен существительных»

Самарова Антонина
Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен существительных»

Урок русского языка

Тема:

«Склонение имен существительных»

Проведен в 4 классе

Тема: Склонение имен существительных

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с делением существительных на три группы по наличию падежных окончаний.

Задачи: развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал.

Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Склонение имен существительных“» размещена в разделах

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Формируемые УУД:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

Улыбнитесь друг другу.

-Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

- Что ещё может делать улыбка?

Пусть хорошее настроение будет с вами в течение всего урока.

Прочитайте пословицу, которая у меня записана.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

Объясните, как понимаете значение пословицы?

Именно за получением новых знаний мы сегодня отправились на уроке русского языка, чтобы пополнить наш багаж знаний.

Пусть эта пословица станет эпиграфом к нашему уроку.

2. Актуализация знаний

С чего предлагаете начать наш урок (С орфографической разминки)

- Замените одним словом и запишите:

1. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

2. Разговор, обмен мнениями (беседа)

3. Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное (газета)

4. Подберите синоним к словам:

численник, месяцеслов (календарь)

5. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря)

6. Лицо женского пола по отношению к своим отцу и матери (дочь, дочка)

7. Произведение живописи, обладающее законченным характером (картина)

8. Ёмкость, для приготовления первых блюд, обладает ручками и крышкой (кастрюля)

9. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования (дорога)

10. Занятие, труд, деятельность это (работа)

(Один ученик работает у доски)

- Соберите информацию об этой группе слов.

-Какое слово лишнее? (КАЛЕНДАРЬ)

-Почему? (Существительное мужского рода)

- Над какой частью речи мы работаем на уроках?

Предлагаю оформить ваши знания в виде модели имени существительного.

Работаем в группах.

(Повторим правила работы в группах)

(Детям даны признаки всех частей речи. Выбирают то, что относится к существительному и составляют модель имени существительного)

Проверка.

- Как вы думаете, эта модель завершена или её можно продолжить?

- Какова же наша цель?

- Проведём исследование.

Дана таблица:

И. п. сосна, дедушка

Р. п. сосны, дедушки

Д. п. сосне, дедушке

В. п. сосну, дедушку

Т. п. сосной, дедушкой

П. п. о сосне, о дедушке

И. п. дом, поле

Р. п. дома, поля

Д. п. дому, полю

В. п. дом, поле

Т. п. домом, полем

П. п. о доме, о поле

И. п. степь

Р. п. степи

Д. п. степи

В. п. степь

Т. п. степью

П. п. о степи

-Что заметили?

(если не ответят, тогда предлагаю сравнить окончания у все слов например в Р. п. или Д. п.)

Что можно сказать об окончаниях существительных в одном падеже во всех столбиках?

-Какой вопрос возникает?

-Кто знает, от чего это зависит?

-Дописывают свои модели.

(Существительные в одном падеже имеют разные окончания.

Почему имена существительные, стоящие в одной падежной форме, имеют разные окончания)

(разные склонения)

Появляется на доске тема урока.

«Склонение имён существительных».

Какие цели мы поставим на урок?

(Выяснить, сколько склонений у существительных?

Как определить склонение существительных)

3 Введение в новую тему. Исследовательская работа в группах.

-Предлагаю провести исследовательскую работу.

-Кто такой исследователь? (Человек, занимающийся научными исследованиями.

По Ожегову)

- Свои выводы занесите в схему – опору для ответа.

Даны слова.

Работают в малых группах.

1 группа: вода, няня, луна, сестра, земля, дедушка, судья, дядя, мужчина, папа.

2 группа: село, поле, окно, лес, меч,конь, плечо, чудо, ёж, вечер,

3 группа: сирень, ночь, дочь, рожь, сирень, тетрадь, лень, ель, речь,роль.

Отчёты по работе.

По ходу работы дети составляю таблицу склонений имени существительного.

(Задание выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы)

Вывод - Все существительные, которые вы проанализировали, разделены на группы. Сколько групп получилось? (ТРИ)

Все имена существительные, в зависимости от падежных окончаний делятся на 3 группы. Эти группы в русском языке называются СКЛОНЕНИЕМ.

Дети читают правило и сопоставляют его с выводами, которые сделали в ходе работы с тестами.

Учебник, страница16. правило.

Ещё раз проговаривают в парах правило.

-Назовите особенности 1, 2 и 3 склонения, какие существительные относятся к ним?

4. Музыкальная физкультминутка

5. Первичное закрепление.

-Предлагаю выполнить задание в рабочей тетради

-Распределить имена существительные в три группы. Выделить окончание.

Проверка.

-Ребята, во всех ли словах легко определили склонение?

-Как быть если существительное стоит не в начальной форме?

-Что делаем потом?

-Ребята, тема «определение склонения существительных не в начальной форме» тема наших следующих уроков.

Составляем алгоритм совместно с детьми.

6. Игра «Найди лишнее слово».

(с использованием интерактивной доски)

• Улыбка, юноша, болезнь, природа.

• Награда, крыло, боец, упрямство.

• Радость, болото, дедушка, описание.

• Степь, зелень, посёлок, горсть.

• Ладонь, ладошка, площадь, пыль.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

-Вернемся к тем целям, которые была поставлены в начале урока.

-Мы ответили на эти вопросы?

-Какой признак есть ещё у имени существительного?

-Сколько склонений есть в русском языке?

- Как определить склонение существительных?

- Зачем необходимо научиться определять склонение существительных?

-Проверим свои знания, выполнив задания на карточках

- Подобрать по несколько слов разных склонений.

-Найти в тексте существительные и определить склонение.

8. Домашнее задание

-Ребята, предложите домашнее задание, которое вы хотели бы выполнить по этой теме.

Публикации по теме:

«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен существительных»
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 21:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД