Папки-передвижки

Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные»

Наталья Батуро
Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные»

Тема:

«Парные согласные»

Цели урока: Формировать умение различать парные согласные.

Задачи урока:

личностных результатов:

формирование ответственного отношения к обучению, мотивации к познанию.

метапредметных результатов:

Формировать умение:

принимать и сохранять цель урока;

находить способы решения поставленной цели по определению парного согласного на конце слова;

планировать, контролировать и оценивать свои действия;

слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Парные согласные“» размещена в разделах

провести рефлексию своих действий на уроке;

предметных результатов:

формировать умение определять парную согласную на конце слова.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: изображение Красной Шапочки, бабушки и волка, иллюстрация сороки, ёлочка со словарными словами, шишки- буквы, изображение волка в постели, изображение пчелы, звёздочки, волшебная палочка-указка, учебник, карточки-слова, наборное полотно.

Ход урока:

1. Оргмомент:

Учитель: Ребята! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с её героями и повторим всё, что знаем о парных согласных.

2. Чистописание:

Учитель: А чтобы мы с вами оказались в сказке, надо очень красиво и без ошибок выполнить у себя в тетрадях то, что записано у меня на доске (показываю):

СС сс

Сказка, сказочка, сказочник.

Сегодня мы побываем в сказке.

Учитель: Что записано на первой строчке?

Ответ: На первой строчке записано упражнение: две заглавных буквы «эс» и две сточные буквы «эс».

Учитель: Сейчас мы запишем точно такое упражнение к себе в тетрадь и продолжим его выполнять по образцу до конца строчки с проговариванием (проговаривают шёпотом).

Учитель: Положили ручки. Сели правильно.

- Что записано на второй строчке? Прочитаем хором (читают).

Ответ: На второй строчке записаны слова.

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

Ответ: Это однокоренные слова или родственные.

Учитель: А почему это родственные слова?

Ответ: У этих слов одинаковый корень -сказ- и они имеют общее значение.

Учитель: Запишите слова к себе в тетрадь как записано у меня на доске. Писать будем с комментированием.

Учитель: Выделим общую часть вместе со мной (комментирую).

- Что записано на третьей строчке?

Ответ: На третьей строчке записано предложение.

Учитель: Докажите, что это предложение.

Ответ: Оно записано с большой буквы. В конце его стоит точка. В нём сообщается о том, что мы побываем сегодня в сказке.

Учитель: Давайте запишем предложение к себе в тетрадь с комментированием.

Учитель: Дети, а как называется предложение, которое мы записали?

Ответ: Это предложение называется повествовательным, т. к. в конце его стоит точка.

Учитель: Давайте разберём это предложение. К доске пойдёт …

3. Словарная работа:

Учитель: Молодцы. Теперь мы можем отправляться в сказку. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой – указкой … и вот мы в сказке…

Жила-была девочка. А звали её Красная Шапочка (ставлю). Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса.

Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверушками лесными знакомится. Давайте и мы с ними познакомимся (ставлю ёлочку,

а для этого вставим в слова пропущенные буквы - шишки (ставлю наборное полотно с буквами). В первое слово шишку вставит …. И прочитай слово …. Садись. Во второе слово шишку вставит … и т. д.

Учитель: С какими же зверушками познакомилась в лесу Красная Шапочка? Прочитаем хором.

- Как называются эти слова?

Ответ: Эти слова называются словарными.

Учитель: Давайте запишем эти слова к себе в тетрадь через запятую и постараемся запомнить, как они пишутся. Комментирует …

Учитель: Поставим в словах ударение, подчеркнём безударную гласную, которую надо запомнить. Комментирует …

Учитель: Шла Красная Шапочка, шла и как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. Вдруг навстречу ей Серый Волк (ставлю).

- А кто знает, что произошло в сказке дальше?

Ответ: Волк поздоровался с Красной Шапочкой и спрашивает:

- Куда ты идёшь, Красная Шапочка?

А Красная Шапочка отвечает:

- Я иду к своей бабушке, несу ей пирожки и горшочек мёда.

- А где живёт твоя бабушка? - спросил волк.

- В домике на опушке леса. Вон там, - сказала Красная Шапочка.

Учитель: Молодец… Садись.

- Дети, а можно разговаривать с незнакомыми, и говорить им, где живут ваши близкие или вы сами?

Ответ: Нет, разговаривать с незнакомыми нельзя. Это очень опасно.

Учитель: Но Красная Шапочка об этом не знала и всё рассказала волку. Что же сказал ей волк?

Ответ: Волк сказал:

- Давай пойдём к твоей бабушке вместе. Только я пойду по этой дорожке, а ты по той и показал ей длинную дорожку, а сам побежал по короткой.

Учитель: Молодец…

Идёт Красная Шапочка дальше, а дорога ей незнакома. Страшно стало Красной Шапочке. Кто же ей поможет?

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на словарные слова.

- Какое слово среди них лишнее?

Ответ: Лишнее слово «сорока», потому что «сорока» - птица, а «заяц», «лисица» и «медведь» - звери.

Учитель: Вот сорока ей и поможет найти дорогу к домику бабушки. Ведь она в лесу всё про всех знает. А давайте с вами опишем, как выглядит сорока (вешаю иллюстрацию).

Ответ: (Ученик описывает сороку.)

Учитель: Молодец. А давайте послушаем, какие сведения о сороке подготовила нам … (ученица читает выполненное домашнее задание).

4. Проверка домашнего задания.

5. Работа над темой урока.

Учитель: Итак, благодаря сороке Красная Шапочка пришла к домику бабушки (убираю ёлочку, сороку). Зашла Красная Шапочка в дом, а на постели бабушка её лежит, да такая подозрительная (ставлю рисунок волка в постели бабушки).

Смотрит Красная Шапочка, а понять не может. Тут мимо пчела летит «ж-ж-ж» (прикрепляю пчелу, а Красная Шапочка ей «ш-ш-ш». Мол, тихо, не мешай думать. Давайте и мы подумаем.

- Чем похожи звуки, которые произнесла пчела и Красная Шапочка?

Ответ: Звуки [ж], [ш] - согласные, парные, всегда твёрдые.

Учитель: Дети, а что мы знаем о парных согласных?

Ответ: Существует шесть пар парных согласных [б]-[п],[в]-[ф],[г]-[к],[д]-[т],[ж]-[ш],[з]-[с]. Они бывают звонкими и глухими: вверху на «ленте букв» согласные - звонкие, а внизу - глухие. Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие - с шумом. Звуки [ж]-[ш] - всегда твёрдые, а остальные могут быть твёрдыми и мягкими.

Учитель: Молодцы.

- Но, что, же происходит в домике бабушки?

Понял волк, что его разоблачили, и хотел уже съесть Красную Шапочку, как вдруг поднялся сильный ветер и распахнул дверь домика. Давайте покажем, какой ветер поднялся. Вышли из-за парты.

Физминутка: Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Учитель: Вот и успокоился ветер. А благодаря ветру Красная Шапочка увидела, что перед ней не бабушка, а волк, у которого огромный и страшный лоб, зуб, глаз, нос (ставлю карточки-слова на доске):

лоб

зуб

глаз

нос

Учитель: Давайте найдём в этих словах парные согласные и дадим им характеристику.

Ответ: Лоб. Парный согласный [б] - он твёрдый, звонкий, когда мы его произносим, то слышим голос и шум и т. д.

6. Закрепление.

Учитель: Молодцы! Дети, а что в сказке случилось с Красной Шапочкой, и чем закончилась сказка?

Ответ: В сказке волк съел Красную Шапочку, но пришли охотники, убили волка, разрезали его живот и освободили бабушку и Красную шапочку.

Учитель: Дети, а хотите, чтобы в нашей сказке не только бабушка с внучкой остались живыми, но и волк?. Да? Тогда надо выполнить упражнение 163 из

учебника на странице 76 правильно, быстро и без ошибок. Готовы? Тогда открываем учебник и читаем задание…

- Итак, что надо сделать в упражнении?

- Выполнять будем с комментированием. Комментирует…

7. Обобщение.

Учитель: Вот и подошла к концу наша сказка. Благодаря вам охотники не пришли к домику бабушки, а волк решил сам освободить бабушку и Красную Шапочку, потому что ему понравилось, как вы отвечали и выполняли упражнение. И вот они все счастливые перед вами (выставляю на доске).

- А нам остаётся вспомнить, что мы повторили сегодня о парных согласных?

Ответ: Существует шесть пар парных согласных [б]-[п],[в]-[ф],[г]-[к],[д]-[т],[ж]-[ш],[з]-[с]. Они бывают звонкими и глухими: вверху на «ленте букв» согласные - звонкие, а внизу - глухие. Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие - с шумом. Звуки [ж]-[ш] - всегда твёрдые, а остальные могут быть твёрдыми и мягкими.

Учитель: Молодцы!

8. Итог урока.

Учитель: Ну, а теперь, если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что Красная Шапочка приготовила для вас в подарок. Итак, внимание:

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего.

Учитель: Что это?

Ответ: Звёзды.

Учитель: Правильно. Это звёзды и сегодня за работу на уроке вы получаете звезду (раздаю и отмечаю работу тех детей, которые были особенно активны во время урока).

Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (показываю).

Учитель:Урок окончен. Встали. Можно идти на перемену.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка во 2 классе «Парные согласные»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 14:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД