МААМ-картинки

Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»

Копылова Светлана
Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»

Урок Русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС.

Тема : «Разделительный мягкий знак в словах»

Цели:

1. закрепить знания учащихся о разделительном мягком знаке;

2. отрабатывать умение отличать разделительный знак от мягкого знака – показателя мягкости согласных;

3. развивать орфографическую зоркость

4. познакомить с новым словарным словом «здоровье»;

5. развивать память, внимание, речь, логическое мышление;

Публикация «Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах

6. учить ребят бережно относиться к своему здоровью и укреплять его.

Оборудование:

1. Толковый словарь С. И. Ожегова;

2. карточка со словарным словом «здоровье»;

3. презентация с пословицами о здоровье для работы в парах;

4. карточки с загадками для работы в группах

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Постарайтесь все понять и внимательно читать.

II. Актуализация знаний

Устный словарный диктант в нетрадиционной форме.

Учитель:

- Ребята, предлагаю вам следующее логическое упражнение: «Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять свое здоровье. : делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Дарье больше нравились коньки. Илья не всегда выбирал лыжи. Определите, как каждый ребенок укреплял свое здоровье?»

Дети:

- Мы знаем, Что Дарье больше всего нравились коньки, А Илья не выбирал лыжи. Значит Даша каталась на коньках, а Илья Делал зарядку. Остается Татьяна, она каталась на лыжах.

III. Определение и формулировка детьми темы и целей урока.

- Определите, на какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В нашем логическом упражнении больше всего слов на правописание разделительного мягкого знака, поэтому я думаю, что темой нашего сегодняшнего урока будет «Разделительный мягкий знак в словах»)

- Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме? (Я думаю, что сегодня мы должны повторить, когда в словах пишется разделительный мягкий знак и закрепить умение писать слова с разделительным мягким знаком.)

IV. Работа с правилом.

- Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак. (Разделительный мягкий знак пишется в словах Дарья, Татьяна, Илья, друзья, здоровье)

- Зачем его нужно писать в этих словах? (Он отделяет гласный звук от согласного)

- Скажите правило о правописании разделительного мягкого знака. (Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.)

V. Минутка чистописания.

- Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в одном из слов нашего логического упражнения. Она находится в слове, которое объясняет, что решили сделать друзья. И обозначает в нем непарный звонкий твердый согласный звук. (Я считаю, что сегодня мы будем работать над написанием буквы р строчной и заглавной, потому что в слове здоровье, которое решили укреплять друзья, она обозначает непарный звонкий твердый согласный звук.)

На доске открывается запись: р Р Ра Ра Ра ре ря

- Посмотрите еще разна написание букв Р заглавной и р строчной. На что надо обратить внимание пи написании заглавной Р, соединений букв р, Р с другими буквами? (При соединении заглавной буквы Р пишут первый элемент, затем безотрывно пишем соединение и. только потом. Пишем второй элемент буквы Р).

На доске появляется цепочка: раррерррёрррри…

- Моя цепочка состоит из строчной буквы р и гласных букв. Количество букв р увеличивается на одну, а гласные буквы чередуются в алфавитном порядке. А теперь составьте свою цепочку. (рыррырррыррры, рораруорарур) (Дети сначала предлагают свои варианты цепочек, формулируя закономерность их записи, а затем записывают ее в тетрадь)

VI. Словарно-орфографическая работа.

1. Знакомство с новым словарным словом.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно есть в тексте нашего логического упражнения. В этом слове есть орфограмма, над которой мы сегодня на уроке работаем, а еще сочетание – ор-;

Какое это слово? (Это слово здоровье, потому что в нем есть сочетание –оро- и разделительный Ь, над написанием которого мы сегодня работаем.)

- Как вы понимаете слово здоровье? (Ответы детей)

А теперь обобщим все, что вы сказали о значении слова здоровье. (Ответы детей)

- В толковом словаре С. И. Ожегова (учитель показывает словарь) значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека». (На доску вывешивается карточка с новым словарным словом).

- Посмотри те на доску и прочитайте слово так, как мы будем его писать. Объясните написание данного слова. (В слове «здоровье» три слога, ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая безударная гласная буква «О», в этом слове пишется разделительный мягкий знак.

- Запишите слово в словарик и выделите все орфограммы.

2) Презентация. Работа с пословицами. Работа в парах.

В презентации на одних карточках начало пословиц, а на других концовка. Нужно найти подходящие карточки и соединить их линиями. Это работа в парах, можно советоваться и принимать решение вместе.

Если есть здоровье, здоровье несут.

Физкультура и труд дороже всего.

Ум да здоровье не надо и богатства.

- Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь найдите и прочитайте пословицу, в которой самое большое количество орфограмм. (Физкультура и труд здоровье несут)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Рассуждения детей)

- Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Я оставлю на доске (презентация) только одно слово физкультура, так как его написание трудное.

- Какое задание вы могли бы выполнить с записанным предложением? (Могли бы найти главные члены предложения и подчеркнуть их.)

-Подчеркните главные члены предложения. (Проверка)

VII.Физкультминутка.

- А теперь отдохнем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и если услышите слово, в котором есть разделительный мягкий знак, вам надо присесть, а если нет - прыгайте:

колосья, колос, брат, братья, прут, прутья, семья, семьи, крыло, крылья, улей, ульи.

VIII. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Презентация. Работа в группах.

1) в п а е р ч е е н н ь ь е е

2) в р ь у ю ч г ь а и

3) д л и р с е т в ь ь я я

Для каждой команды эти ряды записаны еще на больших листах.

- Что здесь написано? (Здесь записаны буквы)

- Какое задание вы могли бы выполнить с этими буквами? (Составить из букв слова)

- А помогут нам в этом загадки. Посмотрите на доску.

Загадка-подсказка к первой сточке букв:

1. Эти сладости люблю, ими всех друзей кормлю. (варенье, печенье)

Загадка-подсказка ко второй строке букв:

2. В ней снег зимой летел кружа, весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)

Загадка-подсказка к третьей строке букв:

3. Они закутаны в кору и шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)

Подводим итоги, какая команда справилась с заданием лучше и быстрее.

- А теперь объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья? (Варенье полезно для здоровья, а малиновое варенье лечит от простуды. А я думаю, что варенье вредно для зубов, а от печенья становятся толстыми. Нашему здоровью не повредят ни печенье, ни варенье, если есть это в меру. Деревья и листья укрепляют здоровье. Они очищают воздух, вырабатывают кислород. Вьюга может нанести вред нашему здоровью. А весной нужно обходить ручьи стороной, чтобы не промочить ноги и не заболеть)

- Запишем эти слова в тетрадь с комментированием.

- Что объединяет все эти слова? (В этих словах пишется разделительный Ь)

- Расскажите, когда в слове надо писать разделительный мягкий знак? (Ответы детей)

- Приведите свои примеры.

Задание 2. Презентация. Индивидуальная работа.

Заячья, сорочье…

- Посмотрите внимательно. Что здесь написано? (Написаны слова)

- Сформулируйте задание, которое мы можем выполнить с этими словами. (Мы можем продолжить цепочку слов и к каждому слову подобрать подходящее имя существительное)

- Молодцы! Продолжите цепочку. ( Дети продолжают цепочку: например, заячья избушка, сорочье перо, медвежья берлога, лисья нора, воронье гнездо)

Задание 3.

- Ребята, укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. Что вы могли там увидеть и услышать? При составлении предложений можно использовать слова из нашей цепочки.

1. В зимнем лесу мы увидели заячьи и лисьи следы.

2. На высокой сосне ребята заметили воронье гнездо.

3. Под раскидистой елью медвежья берлога.

4. Зимой в лесу далеко слышно сорочье стрекотание. И т. д.

- Молодцы, ребята. А теперь запишем два предложения в тетрадь. (С комментированием)

IX. Рефлексия. Итог урока.

- Какая у нас получилась прогулка? Какое у вас настроение в конце урока? Прогулка подошла к концу. Наш урок тоже близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Мы подведем итог урока)

- Скажите, пожалуйста, чему мы сегодня научились на уроке? (Сегодня на уроке мы повторили правило о написании слов с разделительным мягким знаком и учились писать слова на это правило)

- Расскажите, в каких словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Ответы детей)

- О чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о здоровье. О том, как надо его укреплять, а что может принести ему вред)

- Как вы поняли, что такое здоровье? (Ответы детей)

X. Домашнее задание.

- Составить и записать два предложения, включив в них слова с разделительным мягким знаком.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»
Опубликовано: 19 июня 2023 в 20:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД