Лучший педагог года

Конспект урока русского языка во второй классе «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова»

Османова Алия
Конспект урока русского языка во второй классе «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова»

Тема: «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1. Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Публикация «Конспект урока русского языка во второй классе „Родственные слова, Корень слова, Однокоренные слова“» размещена в разделах

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

4. Обогащать словарный запас учеников.

5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной работы,», домики с однокоренными словами, деревья для групповой работы,листочки с родственными словами.

Ход урок

1. Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок.

В школу мы пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.

2. Минутка чистописания.

Запись на экране.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ТЕТРАДИ, ЗАПИШЕМ ЧИСЛО И КЛАССНАЯ РАБОТА.

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3. Создание проблемной ситуации.

а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой через запятую. (Дети делают запись).

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?) .

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим-).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать,какие слова называются родственными. (ответы детей)

Родственными называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались.

- Ребята. А что такое корень слова?

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». Корень- общая часть родственных слов.

Корень обозначается –дугой.

г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? словаре)

Корень :

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

4) часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?

(Общая часть родственных слов)

Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).

4. Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)

- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

-родственные слова,

-корень слова,

-однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с 61, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

5. Физминутка.

Хомка,хомка,хомячок

Полосатенький бочок

Хомка рано встает

Щечки моет, шейку трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз,два,три,четыре,пять

Хомка сильным хочет стать.

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.

6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

(проверяем работу 2 и 3 рядов)

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение «___» из учебника на странице.

в) Групповая работа.

-А вот и мудрая Сова появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки. Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным.

1 задание

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной-…. (медведь).

Медведь, медленно, медвежата, медвежий.

2 задание

На овчарку он похож,

Что ни зуб- то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Волк, волчий, волокно, волчица.

3задание

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее…

Лиса, лисенок, листик, лисий

7. Релаксация.

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

9. Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание (упр. ___ стр___)

-Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

10. Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

6. Рефлексия.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка во второй классе «Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова»
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 15:37
+101Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД