МААМ-картинки

Урок-экскурсия по музыке «Дыхание русской песенности» в 5 классе и в 11 классе «Церковное пение»

Татьяна Хохлова
Урок-экскурсия по музыке «Дыхание русской песенности» в 5 классе и в 11 классе «Церковное пение»

Подготовка к уроку-экскурсии

В гимназии в течении марта 2019 года учащиеся 5 и 11 классов стали инициаторами в организации совместного нестандартного урока о русской духовной музыке.

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Определив цель и задачи экскурсии продумываем ее содержание в соответствии с ними.

Публикация «Урок-экскурсия по музыке „Дыхание русской песенности“ в 5 классе и в 11 классе „Церковное пение“» размещена в разделах

Объекты для экскурсии представляют познавательную ценность, и по-новому интересны. Продумываем проведение урока, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Совместно готовим материалы, пользуясь различными источниками, составляем маршрут, пишем краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовим творческие задания для самих участников (интерпретируя задания в учебнике «Музыка 5 класс» авт. Е. Критская на стр. 106-107)

С помощью учащихся 5 и 11классов, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

Тип урока : урок обобщения и систематизации.

Покажем системную взаимосвязь нового и старого, с указанием места нового знания в общей системе по предметам "Музыка" (5 класс, раздел 3 четверти Музыкальная живопись и живописная музыка) и "Церковное пение" (11 класс, раздел 3 четверти Творчество А. Ф. Львова, П. И. Турчанинова и С. В. Смоленского)

План урока-экскурсии

Организационно-мотивационная часть.

Тема: «Дыхание русской песенности в творчестве церковных композиторов 19го века»

Цели урока :

Методическая:

использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся

Образовательные:

Углубление знаний по творчеству церковных композиторов 19го века, чьи произведения до сих пор входят в репертуарные сборники многих церковных хоров не только России, но и других зарубежных православных приходов и монастырей, а также в синтезе искусств музыка-изо-литература на примерах знаковых русских песнопений.

Развивающие:

Развитие самостоятельных поисково-исследовательских умений в работе с новым материалом, применение полученных раннее знаний о взаимодействии разных видов искусств, развитие творческого потенциала учащихся в индивидуальной, групповой и общеклассной деятельности, причастность к наследию русской музыкальной культуры, её духовности, нравственности и патриотизму.

Воспитательные:

Воспитание чувства личной ответственности и сознательного отношения в подготовке к нестандартному уроку, воспитание уважения к преемственности у пятиклассников от будущих выпускников.

Задачи урока :

Погрузить и дать ориентир в материале жизненного и творческого пути церковных композиторов,

сформировать эмоционально-чувственную сферу песенного наследия РПЦ, обогатить внутренний мир учащихся, их размышления, переживания, открыть новые знания, ощущения, переживания,

пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, с известной и незнакомой музыкой,

активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности,

осмыслить, осознать основное предназначение этих песнопений в светской и духовной жизни человека,

мотивировать к общению с изобразительным искусством, с литературой и музыкой, интерес к творческому взаимодействию.

Урок проводится на основе взаимораспределенных ролей ( экскурсоводы: учащиеся 11 класса и учитель, зрители и исполнители – уч-ся 5 и 11классов)

Основные вопросы и объекты экскурсии:

Вопросы: Интересные факты творческого и жизненного пути А. Ф. Львова, П. И. Турчанинова и С. В. Смоленского и С. В. Рахманинова, творческая реализация их вокальных произведений в разных видах искусств

Объекты: 1. Гимн «Боже Царя храни» (молитва русского народа)

Вид творческой работы группы 5классников «Художники» - рисование. 2. Песнопение Божественной Литургии в Великую Субботу «Да молчит всяка плоть человеча» Вид творческой работы группы 5классников «Поэты» - стихосложение текста молитвы. 3. Концерт «Всенощное бдение», №5 «Ныне отпущаеши». Вид творческой работы группы 5классников «Музыканты» - анализ средств музыкальной выразительности, которые использовали в сочинении композиторы-авторы: С. В. Смоленский и С. В. Рахманинов (Рахманинов окончил этот концерт в связи со смертью Смоленского)

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Музыка многих произведений русских композиторов вызывает у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Их мелодия «стелется, как тропа в полях», «лечит душу как бальзам», «помогает говорить сердцем». Тропа, путь, дорога…сегодня на уроке мы пройдём с вами по дорогам творческого пути русских композиторов 19 века, которые оставили свой неизгладимый след в церковной музыкальной культуре России, в её национальной идее. Ребята, обратите внимание на эти фото ___

На них выдающиеся православные композиторы: А. Львов, протоиерей П. Турчанинов и С. Смоленский. О них самих и их произведениях нам сегодня расскажут наши будущие выпускники: Мария Геращенко, Серафима Коробцова и Кирилл Клочков.

Время Великого поста – время милосердия, покаяния и молитвы. И в дорогу мы отправимся конечно же с песней, которую исполнит М. Геращенко. Песня «Дорога к Богу»

Непосредственно экскурсионная часть

А теперь друзья, предлагаю нашим 5классникам разделиться на 3 творческих группы: «Художники», «Поэты», «Музыканты», приготовить всё необходимое для выполнения творческих заданий и конечно же ваши знания, умения, внимание, находчивость и старание. Занимаем свои места и ожидаем своих кураторов.

Итак, слово предоставляется Маше.

Алексей Фёдорович Львов (рус. Алексй еодоровичъ Львовъ; 25 мая [5 июня] 1798, Ревель — 16 [28] декабря 1870, Романь) русский скрипач-виртуоз, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. Руководитель Придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Создатель музыки гимна «Боже, Царя храни!» (1833[1]) и других сочинений.

Родился 25 мая 1798 года в Ревеле (ныне Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Фёдора Петровича Львова. Двоюродный племянник архитектора Н. А. Львова. Сестра писательница М. Ф. Ростовская. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, уроки композиции брал у И. Г. Миллера.

В 1816 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения с производством в чин прапорщика и по исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года был произведен в чин подпоручика. 9 июня 1818 года произведен в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям. Работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. Заслужив благосклонность начальства, в 1821 году был произведен в чин капитана и пожалован орденом Св. Владимира IV степени. В следующем году назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений, во время службы в котором дважды был пожалован бриллиантовыми перстнями.

3 февраля 1826 года был уволен в отставку с производством в чин майора, но уже в ноябре того же года вернулся на службу с назначением старшим адъютантом штаба отдельного корпуса жандармов.

Во время русско-турецкой войны участвовал в сражениях под Шумлою, а также при осаде Варны и взятии её, за что награждён бантом к ордену Св. Владимира IV степени и орденом Св. Анны II степени. 23 марта 1833 года зачислен в Кавалергардский полк с переименованием в чин ротмистра и с оставлением в занимаемой им должности.

В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального гимна. История такая: Львов сопровождал императора Николая 1 во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовал английский марш. По возращении композитору было поручено сочинить свой гимн, и за его создание государь пожаловал автору золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом, а 11 апреля 1834 года назначил своим флигель-адъютантом.

Учитель: Да, действительно, государственный гимн Российской империи с 1833 по 1917 годы, заменил в свою очередь гимн «Молитва русских». Умер А. Ф. Львов 16 декабря 1870 года в имении Романь близ Ковны. Похоронен в Пожайском православном монастыре под Каунасом. Но вернёмся к гимну, автором текста является великий русский поэт В. Жуковский, есть в нём и строчки сочинённые и А. С. Пушкиным. Сейчас этот текст прочтёт Мария, и в качестве куратора группы «Художники» начнёт свою работу – отобразить смысл гимна и музыкальные впечатления о нём в рисунке, а все мы послушаем гимн «Боже Царя храни» в исполнении хора Донского монастыря.

Перед вами листы – приступайте!

В продолжении нашей экскурсии выступит Серафима Коробцова. Сима, тебе слово.

Пётр Иванович Турчанинов (1 (12) декабря 1779 — 4 (16) марта 1856) протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Родился в 1779 году в семье киевского дворянина. Воспитывался в киевском народном училище. Мальчиком был взят за прекрасный голос в хор генерала Леванидова. Князь Потёмкин слышал в Киеве леванидовский хор, был восхищён голосом Турчанинова и взял его в Петербург, поручив руководству Джузеппе Сарти. В 1792 году вернулся в Киев в тот же хор, бывший тогда под управлением Веделя. Вместе с ним был и в Харькове, где и закончил своё образование. Затем был регентом разных хоров в Киеве и Севске. В 1803 году рукоположён во священника, а в 1809 году вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора. С 1827 года — учитель пения в Придворной капелле. По-видимому, на формирование музыкального вкуса и композиторской техники Турчанинова большое влияние оказал Д. С. Бортнянский.

Всё же его гармонизации представляют собой большой шаг в направлении от авторского произвола к древней певческой традиции. Эти произведения до сих пор звучат в православных храмах.

Из переложений наиболее распространены догматики, задостойники, ирмосы Великого четверга, Пятка и Субботы, «Тебе одеющагося», «Да молчит», воскресные тропари по славословии, херувимские и др.

Творчество протоиерея Петра Турчанинова стоит как бы на стыке двух эпох. В это время (вторая треть XIX в.) в светской музыке увлечение итальянским стилем уже «выходит из моды» и на смену ему является новая стилистика немецкого романтизма. Это направление проникает в обиход придворного хора и затем распространяется в Русской Церкви при деятельном участии А. Ф. Львова и его последователей.

Умер в 1856 году. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

Учитель: Песнопение «Да молчит всяка плоть человеча», которое мы сейчас услышим, исполняется хором Сретенского монастыря. Отмечу, что это песнопение поётся вместо Херувимской песни только 1 раз в году именно в Великую Субботу.

Великая Суббота – день молчания всего творения. Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл во ад, чтобы разрушить его, поэтому всё Богослужение этого дня исполнено и потаённой радости и скорби. Также в службе можно услышать и воскресный тропарь, воскресные стихиры и множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «Аллилуйя» поётся торжественный прокимен «воскресни, Боже, суди земли» - всё священство облачается в белые одежды, символизируя свершённую победу Христа и начало Пасхи. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому всё творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

Перед тем как Сима прочтёт текст песнопения и присоединится к группе «Поэты», я напомню задание. Вам нужно сложить рифмованное стихотворение, которое сохранит смысл молитвы. Перед вами словарь сложных слов:

Человеча – человеческая, заклатися – принести себя в жертву, предходят – предшествуют, снедь – пища, аллилуйя – хвала Богу.

Перед вами основной текст, ваши тетради, прошу вас – приступайте!

И последним объектом нашей экскурсии является концерт «Всенощное бдение». Произведение с необычной историей. Слово предоставляется Кириллу Клочкову.

Степан Васильевич Смоленский (8 (20) октября 1848, Казань 20 июля (2 августа) 1909 Васильсурск) деятель отечественной культуры, музыковед, палеограф, хоровой дирижёр и педагог.

В 1889-1901 гг. он директор Синодального училища, а также профессор Московской консерватории. С его приходом Синодальное училище и хор поднялись на невиданный ранее уровень профессионализма и художественного совершенства, в исторической перспективе послужившего фундаментом для нового этапа развития отечественной хоровой культуры, исполнительства и образования.

В 1901 году Смоленский, уволенный из Синодального училища, при содействии своего покровителя и многолетнего корреспондента Константина Петровича Победоносцева назначен управляющим Придворной капеллой, где трудился около двух лет. Потом занимался научными изысканиями, совершил поездку на Афон за певческими книгами, издал массу трудов, а в 1907 году вернулся к преподаванию, открыв в Петербурге частное Регентское училище для всех желающих. Научные труды С. В. Смоленского по истории древнерусского певческого искусства составили основу курсов, которые он по приглашению С. И. Танеева преподавал в Московской консерватории, а затем и в Петербургском университете.

За работу «Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца» был награждён Макариевской премией. Летом 1908 года Смоленский С. В. читал в Москве лекции на регентских курсах. Его многогранную деятельность высоко ценили В. В. Стасов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Д. В. Разумовский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов. Был большим знатоком и исследователем церковного пения. Собирал и изучал памятники древнерусской музыки. В 1909 году отправился на пароходе в родную Казань, заболел и вынужден был сойти с парохода в Васильсурске, где скоропостижно скончался.

Сегодня я предлагаю познакомиться и проанализировать 5 номер концерта под названием «Ныне отпущаеши». Концерт был начат композитором Смоленским, а окончен композитором Рахманиновым, с творчеством которого вы были знакомы ранее.

Учитель: С 18 века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне Богослужения, также они писались в форме оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов. Такие «Всенощные бдения» создавали и ученики Степана Васильевича Смоленского. Среди прославленных имё н выделяются: Александр Тихонович Гречанинов, Александр Дмитриевич Кастальский, Павел Григорьевич Чесноков и Николай Семёнович Голованов.

Уже Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли и беспокойства; это ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества.

Рахманинов вспоминал: «Во «Всенощной» я больше всего любил один кусок - из пятого гимна «Ныне отпущаеши». В конце там есть место, которое поют басы, - гамма, спускающаяся вниз до нижнего си бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, мне сказали: «Где на свете вы отыщите такие басы? Они встречаются очень редко! «Тем не менее ему удалось отыскать их: «Я знал голоса моих крестьян и был совершенно уверен, что к русским басам могу предъявлять любые требования! Публика всегда затаив дыхание, слушала как хор спускается вниз…» Вспомните, ребята, в начале 20 века С. В. Рахманинов покинул Родину, но через долгие годы он пронёс светлое чувство любви к родному краю. А «Всенощная» - это главное музыкальное событие 1915 года в России.

Слушаем и анализируем это произведение, которое исполняет хор Роберта Шоу.

Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Итак наша экскурсия подходит к концу. Тема духовности русской песенности многогранна, сегодня мы благодаря вашему активному участию, отзывчивости, сплочённости, многим стараниям ближе познакомились с жизненным и творческим наследием церковных композиторов 19го века, вспомнили и С. В. Рахманинова. Сам о себе он говорил, что он русский и музыка его русская, что должна она идти от сердца и быть обращена к сердцу, должна быть любима! Прошу творческие группы и их кураторов показать результаты своей работы. Пожалуйста, первые – группа «Художники», вторые – группа «Поэты» и группа «Музыканты», в этой очерёдности предоставляем вам слово.

Итоги. Учитель: Ребята, все вы потрудились на славу, ваша подготовительная работа и эта творческая работа на уроке удалась. Все ваши работы и рисунки, и стихи и музыкальный анализ произведений будет представлен на выставке творческих работ учащихся гимназии в разделе «Русская духовная музыка». Поздравляю вас! Всем желаю дальнейших успехов, неиссякаемого интереса ко всему для вас новому, но не забытому старому, любви к родному краю, к Богослужениям, к храму, к церковному пению. Всего доброго!

Публикации по теме:

Конспект урока по предмету «Музыка и пение» в 4 классе «Игра на инструментах детского шумового оркестра» Конспект открытого урока по музыке в 4 классе по теме «Игра на инструментах детского шумового оркестра» Теория: История возникновения.

Открытый урок по музыке в 4 классе «Симфонический оркестр» План-конспект открытого урока по музыке в 4а классе 3 четверть: «Знаменитые театры мира» Урок №18 Срок проведения: январь Дата: ТЕМА.

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Конспект открытого урока по музыке в 7 классе «Опера «Князь Игорь» Открытый урок по музыке в 7 классе на тему: Опера «Князь Игорь» Учитель музыки : Абдулвагабова У. М. с. Карацан.

Тесты по музыке в 5 классе Тест по музыке 5 класс 1 Кто является автором музыки романса «Я помню чудное мгновенье», написанное на стихи А. С. Пушкина? а/ П. Чайковский,.

Урок английского языка в 5 классе Урок английского языка “The Alaskan Climate” по УМК “Spotlight”. 5-й класс с использованием проектной деятельности Тема модуля: В любую.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок ИЗО в 4 классе «Мудрость старости» Тема «Мудрость старости» Цель урока: Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок в 4 классе «Сказка в музыке» Тема: «Сказка в музыке» Приветствие!Вступительное слово. Ход урока. Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки. Когда вы были маленькими,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-экскурсия по музыке «Дыхание русской песенности» в 5 классе и в 11 классе «Церковное пение»
Опубликовано: 14 июня 2019 в 17:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД