Лучший педагог года

Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье

Любовь Чайкина
Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье

«Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье»

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам -педагогам, надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и родителей на длительный срок.

Публикация «Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье» размещена в разделах

Современные дети очень часто не могут переработать большой объём сенсорной информации, что вызывает у них ухудшение психологического здоровья из-за эмоционального перенапряжения.

Ребенок ощущает беспомощность в трудных жизненных ситуациях, и именно социальное окружение ребёнка и прежде всего родители способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. Что же это «психическое здоровье. Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение здоровья детей и предупреждение эмоционального неблагополучия. Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.

Их можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Влияние факторов среды.

Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.

Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:

а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п. ;

б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:

а) подает ребенку пример отношений с матерью;

б) выступает прообразом внешнего мира, то есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;

в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.

Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов. Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Вторая группа факторов, как мы уже упоминали, связана с детскими учреждениями.

Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды, учитывающей возраст и пол ребёнка.

В детском саду традиционно уделяется внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости).

Поэтому учитывая основную цель ДОУ: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности, перед нами, встает задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в ДОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

· выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;

· комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

· создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье;

· применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.

Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и формируется эмоциональная эмпатия, то есть способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что необходимо учитывать не только свое мнение, но и мнение другого.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и характером воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характер взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми.

Неправильное воспитание детей в семье влияет на личностные и эмоциональные характеристики ребёнка (самооценку, поведение, активность, настроение и т. д). Наиболее гармонично ребёнок развивается в семье, где учитывается эмоциональное состояние ребёнка, оказывается родительская поддержка.

Таким образом, психологическое здоровье ребёнка зависит от социальных факторов, прежде всего характера детско-родительских отношений, развивающей предметно-пространственной среды, созданной в образовательном учреждении.

Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по укреплению здоровья ребенка, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста "Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста" Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются.

Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих.

«Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье». Доклад на педсовете педагога-психолога «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его.

Консультация «Условия успешной адаптации в детском саду» "Условия успешной адаптации в детском саду» Тема моей статьи актуальна, так как адаптация детей в детскому саду очень важна, на нас на воспитателей.

Форум «Большая перемена» по здоровьесбережению детей в семье и детском садуФорум «Большая перемена» по здоровьесбережению детей в семье и детском саду "Гениальность на кончиках пальцев" Добрый день, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии по здоровьесбережению.

К родительскому собранию. Условия комфортного пребывания ребенка в детском саду Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Консультация для воспитателей «Безопасные условия пребывания детей в детском саду» Консультация для воспитателей «Безопасные условия пребывания детей в детском саду» Факторы безопасности детей в детских учебных заведений.

Нравственные отношения в семье и в детском саду Нравственные отношения в семье и в детском саду. «Ничто- ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду». Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир,.

Эстетическое воспитание в детском саду и семье 1. Эстетическое воспитание в детском саду и семье. 2. Фридрих Шиллер, писал Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 13:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД