Лучший педагог года

Условия зимнего сада для реализации личностного развития детей (1 фото)

Екатерина Серова
Условия зимнего сада для реализации личностного развития детей

Условия зимнего сада для реализации личностного развития детей

История возникновения "зимних садов" уходит далеко в древность. Факт, что уже в Древнем Риме атриумы домов украшались подвешенными горшочками с цветами. К XVI-XVII вв. большое распространение получили оранжереи, прообразы современных "зимних садов". В этот период в Европе без них не обходился ни один замок. В XIX в. английская аристократия ввела в моду остекленные "уголки лета", спрос на которые был настолько высок, что изготовители "зимних садов" поставили их производство на поток. Но технические возможности не позволяли сохранять в них тепло круглый год. Буквально второе рождение "зимние сады" получили в 80-е годы прошлого столетия. Они стремительно завоевали популярность на Западе и стали там привычной деталью быта. В нашу жизнь "зимние сады" входят постепенно и воспринимаются пока как элемент роскоши. Хотя это далеко не так (1).

Публикация «Условия зимнего сада для реализации личностного развития детей» размещена в разделах

Зимний сад и уголок живой природы в детском саду – одно из необходимых условий для наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой, для личностного развития детей. Конкретные знания детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия её всеми органами чувств. Природа с её разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Детские наблюдения на экскурсиях и занятиях кратковременны. В уголке природы дошкольники могут в течение всего года и в любое время подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе, при грамотно организованной работе по восприятию окружающего мира идёт развитие мышления, анализа, синтеза, логики, памяти, воображения. Развивается творческий характер деятельности, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Во время ухода за обитателями уголка и растениями у детей образуются трудовые навыки и воспитываются такие ценные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело. Ребёнок учится принимать на себя цель деятельности, подбирать материалы и необходимые инструменты. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используют разнообразные методы:

наглядные (наблюдение, ведение дневника, альбома, в котором зарисовываются или схематично отображаются наблюдаемые объекты и изменения с ними, рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы). (5, с. 5)

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия — зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др.

Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к растениям и обитателям уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда - негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки.

Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.

Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

призыв вместе посмотреть что-то интересное;

ласковая интригующая интонация;

загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2-3 секунды. Секунды молчания и тишины — главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать, как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза птица, спросить, что ощущают дети. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации.

В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. (4)

Результаты наблюдений можно оформить в виде альбома - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни. Такая форма работы позволяет воссоздать в памяти итоги давно проведённых наблюдений. По такому альбому можно составлять связанный рассказ или использовать в дидактической игре «Расставь в правильном порядке», «Что сначала, что потом».

В группах раннего возраста и младших детей можно привлекать к наблюдениям за рыбами, птицами в уголке природы, за растениями. Наблюдения эти кратковременны, но часто повторяемы.

В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, организуются и более длительные, например: за ростом и развитием растений, посеянных или посаженных в уголке природы.

В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место.

Наблюдения с детьми младшей и средней группы выполняются под руководством воспитателя. А в старшей и подготовительной группах руководство наблюдениями осуществляется при помощи вопросов воспитателя.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется, – опыты. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. При первых признаках неудовлетворительного состояния необходимо прекращать опыт, возвращать всё к прежним условиям. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. (6)

Таким образом, в детском саду необходимо оборудовать специальную экологическую комнату (зимний сад, в которой дети могли бы экспериментировать по своему желанию, проводить опыты и наблюдения за растениями и животными, самостоятельно фиксировать и обсуждать свои наблюдения и умозаключения, трудиться с пользой для окружающих и для живых существ. Всё это способствует личностному развитию и обогащению сознания дошкольников.

Список использованной и цитируемой литературы:

1. http://detstvo.ru/forum/usadba-sadovodstvo-i-cvetovodstvo/5551-zimnii-sad.html

2. http://dsad18.ucoz.ru/blog/opytnicheskaja_dejatelnost_s_detmi_doshkolnog

3. http://www.poznanie21.ru/current/2840.php

4. Дарминова Э., воспитатель ДОУ №12 г. Элисты, Республика Калмыкия Цветет, пьет, гибнет http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4743

5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др. ; Сост. Л. А. Каменева / Под ред. П. Г. Саморуковой, – 2-е изд, дораб. – М. : Просвещение, 1982. – 207с.

6. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Самору-ковой. - М. : Просвещение, 1992.

7. Поддьяков Н. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.

Публикации по теме:

Новогодние окнаНовогодние окна Силуэтное вырезывание зимних пейзажей, лесных зверушек, снеговиков и птиц, как нельзя лучше украшают окна детского сада, делая их новогодними.

Профессии повара и пекаряПрофессии повара и пекаря ПОВАРПовар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. Повар готовит супы, вторые блюда, кондитерские изделия, другую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия зимнего сада для реализации личностного развития детей
Опубликовано: 21 октября 2012 в 14:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД