Наталья Иванова
Устное народное творчество для дошкольников
Устное народное творчество включает в себя множество
возможностей речевого развития детей дошкольного возраста.
С помощью произведений фольклора, которые своим содержанием
наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития детей.
Именно произведения фольклора помогают детям познакомиться с
искусством народного слова, раскрывают богатство народного творчества.
Важным периодом развития ребенка является дошкольный возраст.
Публикация «Устное народное творчество для дошкольников» размещена в разделах
Знакомство с фольклором у детей начинается с раннего возраста. Дети
раннего возраста способны воспринимать малые формы фольклора. Они
позволяют взрослым легче устанавливать с ребенком эмоциональный
контакт, знакомить с окружающим миром, развивать речь. Народное
творчество является неотъемлемой частью нравственного воспитания
детей. Помогают развить любовь к родине, патриотизм.
С народным творчеством ребенок знакомиться через колыбельные,
частушки, потешки, пословицы, поговорки. С помощью раскрытия смысла
пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и
моральные нормы, дети знакомятся с обычаями, правилами и традициями.
А вместе с этим выполняются такие развивающие и воспитательные
задачи, как:
-развивается интерес к устному народному творчеству;
-развивается разговорная речь ребенка;
-развивается навык понимания слов и выражений;
-обогащается знание детей об окружающем мире.
Воображение, мышление и эмоции помогают развивать сказки,
поговорки и загадки. Русские народные произведения несут в себе
богатство нравственных ценностей.
Сказки - это инструмент, к которому чаще всего прибегают взрослые
при работе с детьми дошкольного возраста. Простота изложения
информации произведений сказок народного творчества наиболее просты
и привлекательны для восприятия и понимания ребенком.
Благодаря сопоставлению разных героев по характеру и их действиям
(добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость) ребенок
знакомится с положительными и отрицательными поступками. Встав на
сторону героя, стараются решать вместе с ними поставленные задачи. Это
помогает детям сделать правильные выводы в данных сказочных
ситуациях, которые закладываются на всю жизнь.
В дошкольном возрасте психика детей еще неустойчива и ранима.
Поэтому с помощью именно сказок их безболезненно можно познакомить
с негативными реалиями жизни через отрицательных персонажей. Но
важное правило для родителей и воспитателей при подборе материала для
работы с детьми - необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору
произведений в соответствии с возрастными особенностями детей.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более
конкретно, чем в сказках о животных. Сказка не дает прямых наставлений
детям. Но в ее содержании есть основа, которая воспринимается детьми.
Устное народное творчество - огромный источник педагогического
материала, который разнообразит педагогический процесс. А так же
оказывает большое влияние на эмоциональную и нравственную сторону
развития личности детей.
Русские народные игры
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так.»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
«Шатёр»
Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа
образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул,
на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу
шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг.
Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием
музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим
стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра
(крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».
«Огородник»
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик, в круге
складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все
играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет
колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и
унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулс «огородник»,
выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.
«Катай каравай»
Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его
несколько раз вокруг своей оси, при этом проговаривают слова:
Катай каравай,
Поворачивай, давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,-
Куда головой?
«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут
головой. Например, к стене, к окну и т. д. Если он отгадывает правильно,
тот его место занимает другой участник.
«Аисты и лягушки»
Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются
на противоположных сторонах площадки.
Аисты стоят на одной ноге, а
Лягушки прыгают к ним со словами:
На одной ноге стоишь,
На болото ты глядишь,
А мы весело, прыг – скок,
Догони – ка нас, дружок!
Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.
«Селезень»
Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети
идут по кругу, держась за руки, и поют:
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против
часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры
«кошки- мышки». Поймав «Уточку», Селезень приводит ее в круг и целует
в щеку.