Лучший педагог года

Утренняя гимнастика в детском саду (старшая группа)

Светлана Нуштаева
Утренняя гимнастика в детском саду (старшая группа)

Утренняя гимнастика в детском саду (старшая группа)

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье детей – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Публикация «Утренняя гимнастика в детском саду (старшая группа)» размещена в разделах

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях ДОУ.

Одной из основных составляющих организации здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении является утренняя гимнастика, так как утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день.

Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.

Значение утренней гимнастики многообразно :

повышает жизнедеятельность организма;

растормаживает нервную систему после сна;

сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, – вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.

Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнение на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект.

Водная процедура в сочетании с утренней гимнастикой улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача.

Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.

Чтобы утренняя гимнастика была эффективна, при её проведении мы придерживаемся следующих условий:

построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;

использование разнообразных форм проведения утренней гимнастики;

использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;

распределение нагрузки на организм на протяжении всей утренней гимнастики;

использование психологических речевых настроек;

использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей;

использование стихотворений, пословиц и поговорок о здоровье.

В процессе проведения утренней гимнастики мы придерживаемся следующей структуры:

психологическая речевая настройка;

дыхательная гимнастика;

массаж биологически активных зон;

двигательные упражнения с использованием разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения;

стихотворения, пословицы и поговорки о здоровье.

Приведем примеры некоторых практических материалов, используемых нами во время утренней гимнастики.

Каждую утреннюю гимнастику мы начинаем с психологической речевой настройки, целью которой является:

создание положительного эмоционального фона в группе;

создание атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Дети и воспитатель ставятся вокруг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, т. е. голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Предлагаем примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, быть внимательными и добрыми друг к другу. Будем радоваться друг другу.

Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

С целью профилактики простудных заболеваний, развития носового дыхания, улучшения кровоснабжения верхних дыхательных путей нами используется дыхательная гимнастика.

Комплекс дыхательной гимнастики.

«Часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).

«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).

«Лыжник» - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).

Дыхательная разминка

Подуем на плечо, подуем на другое.

На солнце горячо, пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот,

Ну а потом на облака, и остановимся пока.

Массаж биологически активных зон

Массаж ног, рук, ходьба по массажным дорожкам.

Массаж ног

И. п. - сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!» То же - с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает движения поочередно над каждой ногой, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

После массажа мы готовы к проведению двигательных упражнений. Упражнения проводятся в самой разнообразной форме и с разной степенью двигательной активности.

Для проведения двигательных упражнений можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать утреннюю гимнастику интересной и разнообразной. К таким предметам можно отнести воздушный шарик, бумажный мячик, карандаш, газету, комочки ваты и т. д.

Упражнения с предметами необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу детей к их выполнению, формирует наблюдательность, их интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные упражнения во время утренней гимнастики способствуют не только сохранению физического здоровья детей, но и сохранению их психического здоровья. Дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Игровые двигательные упражнения с бумажным мячом

Игры с бумажным мячом развивают не только двигательную активность, но и фантазию, творчество, помогают преодолевать одиночество и закрытость характера, агрессивность и озлобление.

Кто из нас ловчее?

Участники игры располагаются в парах или тройках друг напротив друга и пробуют выполнять с мячом следующие упражнения:

ловить мяч обеими руками (левой рукой, правой рукой попеременно);

ловить рукой, головой, грудью (попеременно);

Игра с мячом на полу и на столе

Участники игры лежат на полу в круге. Они выполняют следующие движения:

бросают мяч друг другу, ударяя по нему рукой;

дуют на мяч так, чтобы он перелетел партнеру; Затем они садятся за стол друг напротив друга и:

дуют на мяч так, чтобы он катился друг к другу.

Снежная баба

Участникам нужно представить себе, что они должны лепить снежную бабу. Для выполнения упражнения они становятся на колени и:

катят свернутую газету перед собой обеими руками;

катят газету попеременно левой и правой рукой как можно дальше от себя и к себе;

катят газеты друг другу, меняясь ими.

Заканчиваем утреннюю гимнастику стихотворением или пословицей о здоровье.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от неё,

А здоровье – вот награда

За усердие твоё!

Публикации по теме:

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Документы, регламентирующие деятельность ДОУ в направлении сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Утренняя гимнастика в детском саду (старшая группа)
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 16:25
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД