Лучший педагог года

В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)

Юлия Бабич
В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)

В детский сад с улыбкой.

В июне 2о12 года в нашем микрорайоне открылся новый детский сад, куда я пришла работать воспитателем во вторую младшую группу. Хотя у меня уже имелся опыт работы в детском саду, но для меня, как и для других педагогов стала актуальной проблема адаптации детей к детскому саду. Ведь от того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Поступление в детский сад изменяет весь уклад жизни ребенка. Ему необходимо, разлучившись на время с родными, вступить в контакт с незнакомыми ранее взрослыми, со сверстниками, никогда до этого не встречавшимися ему в таком количестве. Он должен овладеть правилами поведения в новой среде, научиться ориентироваться в ней, проявить самостоятельность.

Публикация «В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)» размещена в разделах

К сожалению, этот процесс проявляется очень болезненно и трудно. В нашей группе некоторые дети отказывались от еды, сна, не желали общаться со сверстниками и взрослыми, кусались, бросались игрушками, длительное время плакали и звали маму. Мы, педагоги, как могли старались облегчить детям это состояние. Главной целью моей работы стало - выявить особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения и разработать систему педагогических воздействий, обеспечивающих ребенку быстрое и безболезненное вхождение в эти новые для него условия. На основании вышеизложенного определила следующие задачи, которые в своей работе я реализовала во время адаптационного периода у детей :

• педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей,

• формирование у детей чувства уверенности в окружающем,

• создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Моя работа началась со знакомства с родителями и детьми. Просвещение родителей по вопросам адаптации началось с первого прихода их в детский сад. В фойе нашего детского сада родители могли взять с собой для ознакомления рекомендации-памятки "как подготовить ребенка к детскому саду". Проводилась небольшая экскурсия для родителя и ребенка, где показывались основные помещения детского сада и группа, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. В группе родителям предлагалась анкета "Давайте познакомимся", в которой собиралась информация о родителях, ребенке и других членах семьи. Целью этой анкеты было собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения, а также - собрать информацию о ребенке: выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Эта анкета помогла построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек. Родителям предлагалось ознакомиться с нормами адаптации, чтобы они знали: даже если ребенок общительный, с удовольствием и желанием идет в группу, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов. Сначала для каждого ребенка устанавливался индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. В первые дни родителям советовали присутствовать в детском саду вместе с ребенком. Это помогало ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе требований детского сада. В процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки. В шкафчике для раздевания ребенка, предлагалась (по желанию) полочка для любимых игрушек, принесенных из дома, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. В группе детей встречал сказочный персонаж - Петрушка, т. к. важной целью встречи является формирование у малыша положительных ассоциаций, связанных с детским садом. Петрушка приглашал детей поиграть яркими, красочными игрушками. С помощью этого персонажа старалась отвлечь ребенка от расставания с родителями. Каждый вновь поступивший ребенок находился в центре внимании. Спокойно, ласково и подробно объясняла ребенку все происходящее, готовила его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает. Проводилась индивидуальная работа с трудно привыкающими к режиму детского сада детьми. Этим детям уделялось максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. С детьми организовывались групповые и индивидуальные игры, чтобы заинтересовать ребёнка, и как можно больше приблизить его к себе.

Ключевым моментом являлось знакомство с группой в игровой форме: "Найди игрушку", "Чьи вещи", "Как пройти". В организацию адаптационного периода мною включались элементы театрализованной деятельности:

- показ настольного театра "Теремок", "Маша и медведь", "Волк и семеро козлят"

- драматизация сказки «Репка»

- инсценирование потешки "Зайка серый умывается"

- игра инсценировка "Сварим из овощей вкусный суп".

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: "Уложим зайку спать", "Чаепитие", "Устроим кукле комнату", " Мишка встречает гостей", "Купание куклы Тани", "Встреча с доктором Айболитом", "Рассмешим наши игрушки".

Изучала индивидуальные особенности каждого ребенка и старалась вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Использовала в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей: пускание мыльных пузырей, пальчиковые игры, слушание спокойной музыки, веселых детских песен, чтение потешек, монотонные движения руками (нанизывание колец на пирамидку, фигурок овощей и фруктов на шнур, рисование красками. Создавались такие ситуации, в которых ребенок больше смеялся: использовались игрушки-забавы, просмотр мультфильмов.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому использовались такие приемы, как: настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий, рассказывание сказок, ласкание ребенка: поглаживание ручек, ножек, спинки. Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка ежедневно проводились беседы с ними, вселявшие в них уверенность. Опыт ребенка не осуждался, а, наоборот, родителям рассказывались только положительные моменты.

В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья детей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. С родителями проводились различные консультации. В уголке «Азбука вежливости» (Разговор с родителями, давались советы, как помочь ребёнку войти по возможности безболезненно в жизнь детского сада. Чтобы помочь родителям в период адаптации, велась совместная работа и со специалистом по физическому воспитанию.

Данная система работы, на мой взгляд, помогает ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепляет резервные возможности детского организма, способствует процессу ранней социализации. Благодаря данной работе, процесс адаптации детей в нашей группе успешно завершился. Конечно же, заметен положительный результат работы. Дети привыкли к режиму детского сада, научились играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку с родителями, хорошо спят и у них не пропадает аппетит. Мы можем не тревожиться. Дети готовы к новым изменениям в своей жизни.

Итак, общая задача педагогов и родителей помочь ребёнку безболезненно войти в жизнь детского сада, решена.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни.

Публикации по теме:

Адаптация ребёнка к детскому саду Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В детский сад с улыбкой (проблема адаптации детей к детскому саду)
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 11:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД