Лучший педагог года

В начале слово. Анализ отношения к чтению в семьях дошкольников

Ольга Панкратова
В начале слово. Анализ отношения к чтению в семьях дошкольников

Человек читающий, всегда будет

управлять человеком смотрящим.

В наш динамично развивающийся XXI век, век новых технологий и массовых коммуникаций, человек живет в медиатизированном мире, который и является его новой средой обитания. В среднестатистической семье времяпрепровождение около телевизора и\или компьютера составляет 7 – 8 часов в день. Средства массовой информации изобилуют статьями и картинками на любой, даже самый привередливый вкус: спорт, кулинария, образование, игры, развлечения и т. п. И, если говорить откровенно, то масс–медиа стали незаменимы и необходимы нам в повседневной жизни. Но задайте себе вопрос, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок воспитывался на идеалах, которые сейчас пропагандируют современные СМИ?

Публикация «В начале слово, Анализ отношения к чтению в семьях дошкольников» размещена в разделах

Ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа, но и улавливает эмоциональные изменения, т. к. механизмы имитации у детей рефлекторные.

В недалеком прошлом дети усваивали моральные нормы и культурные ценности от родителей и педагогов, а также из книг. Задумайтесь, а кто или что сейчас формирует нравственность у вашего ребенка?

Период дошкольного детства уникален в сложном процессе воспитания читателя. В детском саду педагоги знакомят своих воспитанников со всем многообразием литературных жанров: поговорки и пословицы, сказки и потешки, басни и загадки и многое-многое другое. Знакомят детей с литературным творчеством русских и зарубежных авторов, таких как К. И. Чуковский, А. Милн, С. Я. Маршак, Г. Х. Андерсон, А. Чарушин и другие. А как же относятся современные родители к книге? Что они думают о ее влиянии на развитие ребенка? И нужна ли книга вообще современному ребенку?

С целью выявления мнения родителей, мной был составлен и проведен опрос среди родителей воспитанников МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары.

Из 105 опрошенных родителей на вопрос: «Просит ли ваш ребенок почитать ему?», утвердительно ответили 66,6% родителей, отрицательно - 6,6%, иногда – 14,2%, редко – 13,6 % .

Засыпают после прочтения вечерней сказки – 22,8% детей, после просмотра мультфильма – 39% детей, в полной тишине – 34,2 % детей, другое – 4%.

Опрос выявил, что 68% родителей читают своему ребенку сказки, 57 % - стихи, 22% - азбуку, 8% - другие жанры.

Основными видами занятий дома, по результатам опроса, является просмотр телепередач- 34,2%, настольные игры – 20,9%, чтение – 20,9%, компьютерные игры – 24,7%, самостоятельные занятия – 49,5%.

На вопрос: «Представьте себе ситуацию: перед сном вы предлагаете ребенку выбрать - посмотреть мультфильм или прочитать вместе книгу. Как вы думаете, что он выберет?». 60% респондентов выбрали мультфильм и 40% - книгу.

Свою семью считают «читающей» 54,2% родителей.

Опрос выявил: 62,8 % родителей считают, что чтение развивает память, 44,7% - внимание, 55,2% - речь, 44,7% - мышление и лишь 3,8% считают, что чтение развивает воображение.

86,6% родителей думают, что будущее у книги есть, а 13,4% считают, что ее со временем заменят электронные носители.

Вот мнения некоторых родителей по последнему пункту опросника:

«Думаю, что «читающие» делятся на две категории: те, кто читают в электронном виде и на тех, кто в бумажном. Я читаю электронные книги, а мой муж признает только «живую» книгу. Книга всегда будет актуальна в любом виде».

«Лучше всего книга, но как показывает практика электронные носители прочно вошли в нашу жизнь и их влияния не исключить».

«Конечно, есть! Но лишь для детской книги».

Таким образом, я сделала вывод, что в современных реалиях книга стоит отнюдь не на почетном месте.

В своем исследовании Гельмут ванн дер Лар замечает: «…повсеместно можно наблюдать прогрессирующее ослабление привычки читать. Это должно вызывать обеспокоенность, поскольку проведенные в последние годы исследования неопровержимо доказали, что привычка читать, умение читать и желание читать – есть ключевая комплексная способность, обеспечивающее психическое, социальное и интеллектуальное развитие детей».

По словам сотрудников библиотеки им. В. Маяковского, с которой наш детский сад находится в тесном сотрудничестве: «…читающее поколение «уходит», школьники и студенты, если и приходят к нам, то в основном потому, что им нужно найти что – то по учебной программе».

Американские ученые Джером и Дороти Сингер указывают на особую важность чтения, т. к. дети, слушающие рассказы взрослых не только лучше владеют языком, но и способны более точно представлять себе действительность. А активные читатели оказываются и активными мыслителями.

Согласитесь, что все детские стихи и сказки выдержали,как минимум, вековую проверку временем, значит они отвечают потребностям и интересам детей уже нескольких поколений. В русском народном фольклоре занимающие ребенка вопросы звучат в такой форме, что он может легко их запомнить, неспешно, спокойно обдумать и найти ответы.

Чтение – огромные и красочные ворота, через которые ребенок входит в культуру. Эффективный способ передачи знаний, опыта и умений от поколения к поколению. Именно книга проникает в духовный мир ребенка и формирует его, создает и укрепляет нравственные ориентиры, его мысли и чувства. И с каким «багажом» мыслей и чувств ваш ребенок войдет во взрослый мир решать нам, родителям. Поверьте, ребенку далеко не безразлично, как и через какого посредника входить в мир родного языка, в мир книги. Только через живую родительскую речь он познает всю сущность и масштабность человеческой сущности.

Литература.

1. Данилова, И. В. Дошкольник и книга. Литературное воспитание ребенка // Дошкольная педагогика. –№ 9, 2013. –С. 22 – 25.

2. Осторожно: детские книги! – Обруч. - №2, 2002. – С. 3-7

3. Р. Пацлаф - Экранная техника и манипуляция сознанием. –– глава «Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей».

4. https://www.mamka.spb.ru/art25.htm

5. https://deti –psyhelp.ru/publ/1-1-0-5

6. https://sexualback.sitecity.ru

7. Миллер Л. – «Поймите своего ребенка». Изд-во «Полина». 1996г.

Публикации по теме:

Маам: буква А за миллионМаам: буква А за миллион Сегодня, в первый день весны, хотим сообщить Вам о радостных событиях. Название сайта стало короче на одну букву: maam.ru Стоимость данного.

Применение компьютерных презентаций в дошкольной практике В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В начале слово. Анализ отношения к чтению в семьях дошкольников
Опубликовано: 22 июля 2014 в 09:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД