Получи документы

Валеологический центр в группе, как средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни

Ольга Максимова
Валеологический центр в группе, как средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, и т. д., способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.

Важной составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения является грамотно организованная предметно-развивающая среда группы.

Публикация «Валеологический центр в группе, как средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни» размещена в разделах

«Валеологический центр» («Центр здоровья», «Уголок здоровья») является одним из средств воспитания культуры здоровья дошкольников.

Подбор оборудования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие объекты: познавательные, поисково-экспериментальные, наглядный материал об организме человека, правилах личной и общественной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов и т. д.).

Пополнять содержимое уголка можно практическими результатами проектной деятельности, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных мероприятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Примерный перечень оборудования для оснащения валеологического центра в возрастных группах

II младшая группа

Дидактические игры:

«Моё настроение»;

«Составь фигуру девочки (мальчика)»;

Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);

Набор лиц человека, изображённых с разной мимикой (для фланелеграфа);

Сюжетные картинки с изображением движений ребёнка;

Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков;

Шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

Дидактическая развивающая кукла Мойдодыр, Доктор Айболит или девочка Чистюля.

Практические результаты детско-родительских проектов:

принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;

рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,

иллюстрации простейших загадок и отгадки к ним.

Средняя группа

Дидактические игры:

«Угадай настроение»;

«Зоркий глаз»;

«Мой организм»;

«Какую пользу приносят?» (значение частей тела для человека);

«Режим дня»;

«Уши мыть или не мыть»;

«Витамины»;

Серии последовательных картинок на формирование культурно-гигиенических навыков.

Наглядно-дидактические пособия:

Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о пользе движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья).

Схема: «Как правильно чистить зубы».

Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.).

Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:

«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?»,

«Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью»,

«Что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены.» и т. д.

Практические результаты детско-родительских проектов:

принесенные из дома полезные для здоровья предметы, которые являются частью коллекции предметов здоровья в группе;

рисунки и поделки по мотивам и литературных произведений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения,

иллюстрации загадок и отгадки к ним.

Фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры.

Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница», «Поликлиника».

Старшая группа

Дидактические игры:

«Собери фигуру человека»;

«Найди правильную осанку и опиши её»;

«Удивительное лицо» (умение определять настроение другого человека);

«Если ты поранился»;

«Что полезнее?» (о полезных и вредных продуктах);

«Пальчики оближешь» (полезные свойства продуктов);

«Чтобы уши не болели» (правила ухода за ушами, моделирование)и т. д.

Наглядно-дидактические пособия:

Папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах».

Ширмы по темам: «Можно - нельзя», «Полезное - вредное».

Демонстрационные таблицы: «Как устроен наш организм», «Доктора природы», «Витамины – наши друзья» и т. п.

Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций:

«Составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки и нарисуй);

«Как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже и т. д».

Практические результаты проектной деятельности: «Создаем азбуку здоровья», «Кто помогает нам быть здоровым?», иллюстрированная реклама полезных для здоровья продуктов, плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», иллюстрированные загадки на тему здоровья.

Аптечка с предметами для оказания первой помощи.

Подготовительная группа

Дидактические игры:

«Полезные и вредные продукты для твоего здоровья»

«Приятного аппетита» (знание о разнообразии пищи - что нужно есть на завтрак, обед, ужин).

Ребусы, кроссворды валеологического содержания.

Наглядно-дидактические пособия:

Плакаты – сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03»;

Схемы, иллюстрации по темам «Полезные упражнения для сердца (лёгких)»;

«Помоги себе сам, окажи помощь другим»;

Папка с иллюстрациями «Человек и его организм».

Модели, схемы, рисунки, полученные в результате решения проблемных практических ситуаций: как оказать первую помощь, как заботиться о своем организме и т. д.

Практические результаты проектной деятельности: модели, плакаты, макеты, коллажи, позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни. Настольно-печатные игры, изготовленные совместно с воспитателем на тему путешествия по Стране здоровья. В рамках длительных проектов - полезные подарки для детей других групп детского сада («Чудесная книга здоровья», «Кладовая витаминов»). Коллекции детские или подготовленные с родителями: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). Они могут быть выставлены и в приемной группы.

Аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах.

Литература:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Деркунская В. А., Коршунова М. Г. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста//Детский сад теория и практика. 2011. №10.

3. Деркунская В. А, Никонец И. И. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников//Детский сад теория и практика. 2011. №10.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Узнай виды спорта»Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Узнай виды спорта» ктуальность Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования.

Физкультурно-оздоровительное направление в ДОУ Здоровье человека – первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Валеологический центр в группе, как средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни
Опубликовано: 31 августа 2014 в 17:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД