МААМ-картинки

Вариативная часть в части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы ДОУ

Светлана Погнерыбко
Вариативная часть в части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы ДОУ

Программа Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте».

Содержание программы.

Внимание широкой общественности всё чаще обращается к обучению и развитию детей дошкольного возраста. Родители хотят научить детей как можно раньше и как можно большему. Удивительная пластичность детской памяти, жадная познавательная активность ребёнка дают возможность взрослым сообщать дошкольнику огромное количество информации, загружать его знаниями, часто не задаваясь вопросом о том, когда и где они ему пригодятся. Не последнее место среди всех этих занятий занимает обучение чтению. Далеко не редки случаи, когда ребенок ещё и говорить-то толком не умеет, половину звуков не произносит, но родители с гордостью демонстрируют друзьям, как их малыш узнаёт разные буквы. Нужно ли это? Важно ли это для умственного развития ребёнка? Нет, ребёнку это совсем не нужно и, главное, никак не способствует его умственному развитию. Малышей знакомят с буквами, чтобы как можно раньше научить читать. А ведь сейчас уже хорошо известно, что чтение -— это лишь часть (и притом не первая) обучения грамоте. Запомнить буквы совсем не сложно. Но грамота — это не просто чтение. Это грамотные чтение и письмо, основанные на законах родного языка. И вот этому, к сожалению, как правило, не учат малышей, считая такую учебную деятельность слишком сложной для них и откладывая её на то время, когда дети достигнут более старшего — школьного — возраста.

Публикация «Вариативная часть в части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы ДОУ» размещена в разделах

Однако психологи давно доказали, что именно в дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает необыкновенные языковые способности. Маленький человек с наслаждением занимается какими-то странными языковыми упражнениями, как бы пробуя слова на вкус, нанизывая их бессмысленными цепочками: «Бунда, мунда, кунда, рунда.» Что делает ребёнок, описанный К. И. Чуковским, составляющий эту «бессмысленную» цепочку слов? Малыш меняет первый звук в словах, изменяя тем самым и всё слово, т. е. проделывает то самое действие, которому педагоги специально учат детей на занятиях по обучению грамоте. Конечно, ребёнок делает это неосознанно, но ему интересно вслушиваться в звучание слов. К сожалению, взрослые редко поддерживают этот детский интерес к звукам речи, и он, как правило, постепенно угасает.

Очень важно не упустить этот период в развитии детей — возраст четырёх-пяти лет. Методика обучения дошкольников грамоте, созданная на основе метода блестящего детского психолога Д. Б. Эльконина, строится именно на особом интересе ребёнка этого возраста к звучащему слову.

Когда же начинать учиться звуковому анализу? Исследования показали, что дети трёх лет специальные задания по анализу звуков не воспринимают даже в игре. Их интересует сама игра, а любое задание по анализу звуковой стороны речи они воспринимают как неинтересное дополнение. Четырёхлетние дети охотно включаются в любые игры с заданиями по анализу звуков речи. К этому времени дети уже достаточно хорошо говорят, их интерес к звуковой форме слова ещё не угас, они с удовольствием «играют» словами. Обратите, пожалуйста, внимание: играют, а не учатся грамоте! Важно поддерживать этот детский интерес, развивать его с помощью различных игровых приёмов, направлять детей на специальное знакомство с языком.

Когда мы знакомим ребёнка с каким-то предметом, мы даём ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. Рассказывая детям о животных, мы рассматриваем вместе с ними картинки, как бы исследуем всё, о чём рассказываем. Но как же быть со словом, которое «исчезает», как только мы его произнесём? А ведь нам нужно переключить внимание ребёнка со смысла слова на его звуковую сторону, т. е. как бы рассмотреть форму слова. И здесь нам на помощь, конечно, придёт игра.

Казалось бы, это верный путь, учитывающий возрастные особенности маленького ученика. К сожалению, на самом деле всё обстоит не так. Дети, усвоив в качестве способа выделения звука в слове его протяжное произнесение, с большим трудом будут переходить к подчёркнутой интонационному выделению того звука, который нельзя тянуть.

Приучать детей менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчёркивать нужный звук следует очень постепенно. Довольно долгое время дети делают это только вслед за воспитателем, воспроизводя произнесение педагога и стараясь приблизить к нему его произнесение.

Естественно, дети овладевают способом интонационного выделения звука в слове с различной скоростью. Одни очень быстро усваивают это новое умение, другим до конца года нужна помощь в интонационном подчёркивании звуков в слове, особенно когда нужно выделить взрывной или мгновенный звук.

Хорошо известно, как часто при обучении грамоте в школе дети затрудняются в дифференциации твёрдых и мягких согласных. Чем это объясняется? Ведь школьник прекрасно отличает эти звуки на слух, никогда не спутает слова «лук» и «люк», отличающиеся друг от друга только твёрдостью и мягкостью первого звука.

Дети сами, без всяких затруднений, определяют, какой звук «сердитый», а какой — «добрый». А чтобы зафиксировать такое различение звуков, нужно ввести на занятиях фигурки двух мальчиков-братьев, отличающихся друг от друга выражением лица (один мальчик добрый, улыбающийся, а другой — сердитый, нахмуренный) и цветом одежды («добрый» брат одет в зелёный костюм, «сердитый» брат — в синий). Одевать братьев в цветные костюмы нужно для того, чтобы облегчить детям впоследствии запоминание фишек, которыми они будут обозначать все согласные звуки: «добрый брат» — мягкий согласный звук, обозначаемый зелёной фишкой, а «сердитый брат» — твёрдый согласный звук, обозначаемый фишкой си цвета. И на каждом занятии дети упражняются в различении звуков, даря слова то «сердитому», то «доброму» мальчику.

Обучение грамоте начинается в старшей группе детского сада. Основная задача этой непосредственной образовательной деятельности — обучение детей звуковому анализу слов. Дети к этому времени уже многое умеют — они легко называют звук, который интонационно выделяется в слове, сами произносят слова с интонационным выделением нужного звука, легко подбирают слова по определённому фонематическому признаку. Но это ещё не значит, что они могут провести звуковой анализ слова, т. е. назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. А ведь звуковой анализ слова — основа грамотного письма.

В старшей группе дети знакомятся со всеми гласными буквами, с несколькими согласными буквами и учатся чтению прямого слога.

Все материалы для работы детей представлены в рабочей тетради.

На следующем этапе обучения дети знакомятся с буквами, обозначающими гласные звуки, причём вводятся эти буквы парами («а»«я», о» — «ё» и т. д.). Таким образом закрепляются те знания о твёрдых и мягких; их согласных, которые дети получили на предыдущем этапе обучения. дети знакомятся с гласными буквами на фоне продолжающегося обучения звуковому анализу слова. При этом в звуковой модели слова все гласные звуки постепенно заменяются буквами, то есть детям наглядно показывают, какие гласные буквы пишутся после твёрдых, а какие — поле мягких согласных.

Знакомясь таким образом с гласными буквами, дети узнают правила родного языка — принцип обозначения гласными буквами твёрдости и мягкости согласных звуков.

При введении каждой йотированной буквы дети знакомятся с двумя её функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «а» никогда не обозначается буквой «а», вместо буквы «а» ставится буква «я». Аналогично вводятся и все остальные йотированные буквы — «ё», «ю», «е».

Особая сложность обучения чтению в русском языке заключается в том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков. Пары твёрдых и мягких согласных обозначаются одной и той же буквой.

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе заканчивается знакомством с четырьмя буквами — «м», «н», «л», «р

Главная задача в подготовительной группе - научить детей хорошо читать по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами и предложениями.

Одновременно можно учить детей писать, но только печатными буквами!

И, наконец, не нужно забывать о том, чему научились дети в средней и старшей группах детского сада, и продолжать работу со звуками, постоянно давая детям самые разнообразные задания, связанные со звуковым анализом слов. На первых же занятиях в подготовительной группе познакомить детей с понятием «ударный гласный звук», находить этот звук и ставить над ним значок ударения.

Не нужно в это время просить родителей заниматься с детьми чтением дома — сначала нужно научить детей хорошо читать. И только тем, кто научился относительно хорошо читать, можно дать разрешение читать дома и предложить книгу для домашнего чтения. Нельзя наказывать чтением! Не может ребёнок полюбить то, чем его наказывают. А прочесть в качестве поощрения — с удовольствием! Да ещё на следующем занятии рассказать всей группе, о чём сам прочёл дома.

Средняя группа детского сада

Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.

Развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук-; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом — любой). Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки (без введения соответствующей терминологии).

Все эти знания дети усваивают в ходе проведения специально разработанных дидактических игр.

Старшая группа детского сада

Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.

Ввести понятия -гласный звук, «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зелёного цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.

Учить детей называть звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости и глухости- звонкости; проводить звуковой анализ слов, состоящих из трёх, четырёх и пяти звуков; соотносить слово с его звуковой моделью; в соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова определённой звуковой структуры

Познакомить детей со всеми гласными буквами и правилами их написания после твёрдых и мягких согласных звуков; с согласными «м», «н», «л», «р» и научить их читать прямые слоги.

Подготовительная группа детского сада

Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.

Познакомить детей с понятием ударение, научить их находить ударение в любом проанализированном или прочитанном слове и ставить знак ударения в нужном месте.

Познакомить детей со всеми буквами алфавита, научить их плавному слоговому чтению и чтению целыми словами на материал полнит алфавита несложных по своему структурному составу слов и предложении.

Научить детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

В предлагаемой программе по подготовке к обучению грамоте, деятельность начинается в средней группе детского сада (один раз в неделю); продолжается в старшей и подготовительной группе (2 раза в неделю).

В программу «Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду» входят методические указания по обучению грамоте для трёх возрастных групп, материалы для обучения дошкольников – рабочие тетради для средней, старшей и подготовительной групп; планы и конспекты занятий для каждой группы.

Публикации по теме:

Приёмы профилактики и коррекции психоэмоционального благополучия всех участников образовательных отношений Автор: педагог – психолог – Китаева Татьяна Николаевна, МБОУ «Начальная школа – детский М. Монтессори». Цель: повышение уровня профессиональных.

Макет психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 р. п. Семибратово Макет психолого-педагогического сопровождения участников.

Методические рекомендации участникам образовательных отношений «Мультики — их польза и вред» В силу своей взрослой загруженности, родители часто пытаются заменить ребенку общение с ними просмотром мультфильмов у телевизора, и даже.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

План реализации коррекционной части основной адаптированной программы Понедельник___ Время Фронтальная коррекционно-образовательная деятельность 9.00-9.20 Тема: № 37 «Звуки Г, Г’, буква Г» Источник:.

Региональный компонент — социально значимая часть основной образовательной программы ДОУ Мир сказок, это - мир невероятных приключений и интересных иллюстраций – это то, с чем дети сталкиваются с малых лет. И хотя многие впечатления.

РМО старших воспитателей «Часть ООП доо, формируемая участниками образовательных отношений» Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний.

Презентация к ток-шоу «Педагогические ситуации, сформированные участниками образовательных отношений ДОО» Ток –шоу - это новая форма взаимодействия. В нашем случае это взаимодействие педагогов друг с другом. Продуктивно включать данную форму.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативная часть в части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы ДОУ
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 18:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД