Папки-передвижки

Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста

Гульмира Гатауллина
Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста

«Важным моментом профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста является характер его проектировочной деятельности. Она включает определение цели, задач, выбор содержания и способов взаимодействия с детьми, с родителями. Именно владение педагогом проектировочной частью деятельности дает основу для разумного непосредственного взаимодействия с детьми, способности на ходу корректировать задачи, способы их решения. Ведь в общении с детьми требуется ежедневное педагогическое творчество». Это строки из методических рекомендаций авторов программы «Кроха» и самое удивительное в том, что практически все они соответствуют современным требованиям к дошкольному образованию (приказы №655 и №2151). В программе четко определена ЦЕЛЬ – обеспечение развития ребенка в разных видах детской деятельности. Авторы призывают активно внедрять в практику способы субъект-субъектного взаимодействия, развивать не только когнитивную, но и эмоциональную, волевую сферы личности ребенка. Четко определяют и ключевые позиции планирования.

Публикация «Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста» размещена в разделах

ЗАДАЧИ (содержание образовательной работы) на первом году жизни ребенка реализуются в контексте ведущей деятельности общения, в которой формируются прообразы всех образовательных областей по 4-м направлениям развития ребенка. На втором году – в ведущей предметной деятельности, именно в ней начинают выделяться образовательные области и соответствующие виды деятельности. На третьем году по существу уже в четко выявляющихся образовательных областях, включающих разнообразные виды детской деятельности.

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. В зависимости от уровня развития детей конкретной группы, их потребности во взрослом педагог определяет свою роль в образовательном процессе : или он – прямой соучастник: обучающий, контролирующий, содействующий; или партнер: сопереживающий, поощряющий, стимулирующий на повторные действия или направляющий на поисковые действия; или создатель развивающей среды: косвенный соучастник, ценитель детской деятельности и поведения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – знание пути освоения любого действия или деятельности: от первоначальных самостоятельных проб к совместным, частично совместным и все более уверенным и смелым самостоятельным действиям; от выполнения действий по образцу, словесному предложению воспитателя к действиям по собственной инициативе; от элементарно усвоенных способов действий к их переносу в разные вариативные условия (вариативность орудия действия, вариативность материалов, вариативность ситуаций) к попытке творческого решения задач (на уровне предпосылок творческого поведения). В конкретной формулировке задач и способов организации взаимодействия фиксируется возможная динамика продвижения детей в освоении этого действия, деятельности.

Раздел методических рекомендаций программы «Кроха» по планированию работы в группах раннего возраста написан Г. Г. Григорьевой и Т. Ф. Левкиной. В нем представлены разные варианты распределения занятий, тщательно продуманные рекомендации к выбору методов и приемов работы с детьми (сочетание информационно-рецептивных и стимулирующих, поисковые, ориентировочно-исследовательские действия); делается акцент на наблюдение за детьми и организацию индивидуально-дифференцированного подхода. При планировании содержания образовательного процесса рекомендовано перспективное планирование работы со всеми детьми и наличие планов индивидуального развития. В настоящее время в рамках выполнения ФГТ предлагается разработка комплексно-тематических планов и индивидуальных образовательных маршрутов.

Авторы призывают при планировании работы ориентироваться и на интегральные показатели развития ребенка к концу каждого года, теперь по ФГТ на интегративные качества; и учитывать трехчастную форму организации образовательного процесса (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Теперь в рамках ФГТ: совместная деятельность взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП.

Таким образом, подходы к организации и планированию образовательного процесса в программе «Кроха» оказались дальновидными и соответствуют современным требованиям к образовательному процессу в дошкольном учреждении.

Представляем вариативный подход к планированию в нашем дошкольном учреждении. В основе планирования - система планов :

• Перспективный план развития детской деятельности

• Комплексно-тематический план на 1-2 недели

• Календарный план

Все методические материалы по планированию собираются в групповую папку, включающую несколько разделов: организационные вопросы, планирование, предметно-развивающая среда, программно-методическое обеспечение, мониторинг.

Вот пример программно-методического обеспечения для групп раннего возраста. Выделены цветом обобщенный опыт воспитателей ДОУ по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук.

Комплексно-тематические планы – именно тема концентрирует вокруг себя возможности развития детей в разных образовательных областях.

Представляем алгоритм комплексно-тематического планирования по шагам.

1 шаг – комплексно-тематический план работы с детьми группы на год с объемом представлений и вариантами итоговых мероприятий по определенной теме.

2 шаг – перечень задач работы по теме «Наша группа» по всем образовательным областям на основе программы «Кроха».

3 шаг – формы организации образовательной деятельности по теме: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями воспитанников.

4 шаг – календарное планирование работы с детьми на основе использования первых трех шагов.

Циклограмма календарного планирования помогает воспитателю сориентироваться в «пестром потоке» форм совместной деятельности с детьми, оптимально их упорядочить.

Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием в соответствии с изучаемой темой в группе, исходя из ситуации и особенностей развития детей. Примеры циклограмм есть в программе «Кроха». Наш вариант.

В заключении хочется сказать, что ранний возраст – это естественный этап в жизни ребенка и качественный процесс его воспитания и развития выражается – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать на основе эффективного применения проектировочной деятельности.

Публикации по теме:

Прогулка как важное средство укрепления здоровья детей дошкольного возрастаПрогулка как важное средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 11:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД