Папки-передвижки

Викторина по рассказам Е. И. Чарушина (для двух подготовительных групп)

Лариса Федотова
Викторина по рассказам Е. И. Чарушина (для двух подготовительных групп)

Цель: закрепить пройденный материал.

Задачи:

• Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е. Чарушина.

• Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.

• Воспитывать любовь к книге, к чтению: к животным, чувство ответственности за своего питомца.

• Воспитывать культуру речевого общения.

• Формировать умение отстаивать свою точку зрения

Предварительная работа

1. Чтение рассказов Е. И. Чарушина

2. Рассматривание рисунков

Публикация «Викторина по рассказам Е, И, Чарушина (для двух подготовительных групп)» размещена в разделах

3. Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина

4. Экскурсия в библиотеку

5. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном.

Оборудование:

Кубик; 14 следов с символами, обозначающими задания; книги: «Большие и маленькие», «Моя первая зоология», «Томка»; 2 ленты: 1 длинная, 1 короткая; 2 коробки; мягкие игрушки – щенок и котенок; речевой материал; ребусы; 2 мольберта, мелки; подготовить 2 музыкальных номера. Иллюстрации Е. И. Чарушина. Выставка произведений Е. И. Чарушина. Книги одинаковые для поощрительного приза.

Занятие проводится в 2 подготовительных группах. Перед викториной показывается презентация.

Технологии:

Здоровьесберегающие

Технология проектной деятельности

Личностно – ориентированная

ИКТ

Игровые технологии (сюжетно-дидактическая, интеллектуальная)

Ход:

(Показ презентации с комментарием). Сегодня мы поговорим с вами о творчестве известного писателя-натуралиста, художнике Е. И. Чарушине. Родился Чарушин 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье архитектора. Все начиналось с детства. Маленький Женя ходил с мамой в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, потом все это превращалось в чудо-сад. Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов и голубей. Это были друзья мальчика.

А когда он немного подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать (рисовать). Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

Увлечение Чарушина природой доходило до смешного. Однажды он решил, есть все, что едят его друзья птицы, и заболел (брюшным тифом). А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.

Е. И. Чарушин закончил Ленинградскую академию художеств и был приглашен на работу в издательство «Детгиз» в качестве художника. Он проиллюстрировал более 100 книг.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Приглядимся к любой из книжек Чарушина. Вот любопытный котенок Тюпа, трогательный медвежонок, шустрый волчишко. (показать иллюстрации) вот как сам Евгений Иванович говорил об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель-ребенок хочет пощупать моего зверька - я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон…. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Поездки природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить все, что хотелось передать. На помощь пришло слово. В 1929 году в детских журналах появились первые рассказы Чарушина «Медвежата», «Волчишко» и другие. В годы войны Чарушин работал учителем рисования, он так расписал стены одного детского сада что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.

А теперь ответьте на вопросы:

Что рисует художник –анималист?

-Деревья

-Животных

-Людей

Чарушин родился в семье -

-Врача

-Архитектора

-Учителя

С кем маленький Женя ходил в лес

-С другом

-С собакой

-С мамой

Что чаще всего изображал маленький Чарушин

-Пейзаж

-Натюрморт

-Животных

Иллюстрация – это

-Картинка в книге

-Пирожок с капустой

-Кастрюлька с супом

Сейчас я предлагаю вам поиграть, отправиться по звериным следам. (Объясняем правила игры)

У нас две команды, в каждой команде есть капитан, капитан сегодня будет ответственным за поле. Это поле не простое, это игровое поле. Что у меня в руках? (кубик). Чего не хватает? (фишек). А фишками у нас будут герои рассказов Чарушина.

-Это кто? – Тюпа. (Когда … очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает)

-А это? – Томка. (Я обрадовался. Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется)

На каждом следе нарисованы задания. Выполнять задания будет тот, кто бросает кубик. Если ребенок затрудняется с ответом, то ему можно помочь.

Правила поведения. …

Уточняем, что можно делать в зале, чего нельзя.

(Тянем жребий, какая команда первая начинает)

Из коробки дети-капитаны вытягивают ленточки. Кто вытянул длинную, та команда начинает.

Первые кубик бросают капитаны.

В конце игрового поля вас ждет сюрприз. (В коробке лежат книги)

Задания

1 Вопрос

Вопросы – рассуждения

• Почему у зайца хвост короткий

• Почему белка зимой серого цвета

• Почему осенью птицы улетают на юг

• Почему осенью листья опадают

Вопросы о животных

• Белое оперение есть даже на пальцах лап, что-то вроде варежек. В отличие от своих южных сородичей, охотится в светлое время суток. (Полярная сова)

• Самый известный полярный обитатель. Его густой белый мех и толстый слой подкожного жира хорошо сохраняют тепло. (Белый медведь)

• Единственное крупное травоядное в тундре. Одомашненный людьми, он служит не только транспортным средством, из его шкур делают одежду, а из рогов - лекарство. (Северный олень)

• Крупное ластоногое млекопитающее. Охотится в воде, а отдыхать и греться на солнышке выбирается на сушу. Одну пару зубов заменяют огромные бивни. (Морж)

• Они живут группами, во главе с вожаком. Стоят на высоком уровне по своему развитию. В поисках пищи лазают и прыгают по деревьям. (Обезьяны)

• Это очень крупная птица. Туловище около одного метра, а хвост – 2 метра. Крылья короткие, летать на большие расстояния не может, но бегает очень быстро. (Павлин)

• Идеальный хищник, приспособленный к условиям тайги. Длинные широкие лапы помогают бежать по снегу, а кисточки на ушах – улавливать любые звуки. (Рысь)

• Эти мелкие лесные животные используют для своего жилья дупла, где не только выводят потомство, но и прячутся от зимних холодов. (Белка)

• Эта рыжая плутовка любит полакомиться мелкими грызунами. А её ценный мех предпочитают все модницы. (Лиса)

• Эти забавные зверьки фыркают и посапывают, а иногда даже пронзительно взвизгивают. Когда пугаются, то сворачиваются в клубок и выставляют свои иголки. (Ёж)

Этот зверь хорошо приспособился прятаться от врагов: серый мех скрывает его среди камней и травы летом, а зимой шубка становится белой и незаметной на снегу. (Заяц)

Пропавшие буквы в веселых стихах

Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой. (Волк)

Игры усатые в клетке сидят,

На укротителя громко рычат. (Тигры)

Землю роет старый кот,

Под землею он живет. (Крот)

Ролики в норах семейством живут,

Лисы и волки их там не найдут. (Кролики)

Ребусы (о животных)

2 Покажи

• Читаем рассказ «Томка»

Дети изображают щенков по тексту.

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля.

От этого пёсика, говорит, есть щенки.

Приходите, поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие — только что научились ходить.

«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

• Чтение отрывков из книги «Большие и маленькие».

Взрослый читает, дети показывают животное и называют его.

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит.

А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет — кто вас найдет?

А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.

На деревья лазим, в воду ныряем.

Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.

Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.

А дичинка попадет и ей рады.

• Чтение отрывков из книги Моя первая зоология.

Взрослый читает, а дети изображают и называют животное.

3 Анималисты (нарисуй животное на доске мелом, покажи, другие дети отгадывают, что нарисовано).

Во время викторины проводятся 2 музыкальные паузы.

«Зверобика»

• К нам сегодня в гости пришли звери. Они нам сейчас споют и станцуют «Лиса и медведь»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Новогодняя пора». План-конспект занятия по изодеятельности (аппликация) с детьми дошкольного возраста«Новогодняя пора». План-конспект занятия по изодеятельности (аппликация) с детьми дошкольного возраста Цель занятия: закрепить и обобщить знания детей о Празднике (Новый год); развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие,.

Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Викторина по рассказам Е. И. Чарушина (для двух подготовительных групп)
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 13:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД