Мастер-класс по экспериментированию «Вижу, действую, постигаю…»

Галина Илюшина
Мастер-класс по экспериментированию «Вижу, действую, постигаю…»

ВИЖУ, ДЕЙСТВУЮ, ПОСТИГАЮ.

(мастер-класс)

Цели:

создание условий для развития у педагогов умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей и проявления творческих способностей; расширение перспективы поисково-познавательной деятельности; стимулирование желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы; стремиться к «открытиям» в ходе специально организованного эксперимента.

Оборудование:

колба, чернила, пробка с трубочкой, ёмкость с водой, бумага, снег, стакан, соль, фильтр, пищевая сода, сахар, ложечка, речной песок.

Проведение мастер-класса

Я. А. Коменский писал:

«Было бы очень хорошо, если бы дети узнавали

о дубах и буках не из чужих наблюдений,

а из собственных наблюдений и опыта».

Ведущий.

С самого раннего детства дети активно познают окружающую действительность, свойства предметов и явлений.

Экспериментирование является самой доступной и интересной формой поисковой деятельности. Дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает не всегда безопасно.

Специально организуемый педагогом, эксперимент, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы.

В ходе экспериментирования приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме.

Сегодня в мастер-классе мы вместе с вами освоим опыты, которые можно провести с водой, которые помогут вам расширить кругозор детей.

Вода находится в природе в трех состояниях: в жидком, в твердом – в виде снега и льда и в газообразном – в виде пара.

Как же вода переходит из жидкого состояния в твердое (снег и лед).

Снег и лед начинают таять при температуре 0°С.

Если налить на блюдечко немного воды, то можно наблюдать, что через день или два воды на блюдечке не окажется или ее будет значительно меньше. Вода испарилась, то есть перешла из жидкого состояния в газообразное.

То же самое происходит с водой на земле. Вода испаряется с поверхности суши, рек, озер, морей, океанов. Невидимый пар расходится в воздухе.

Опыт № 1.

Наполните колбу водой, подкрашенной чернилами. Закройте ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На трубочке приклейте бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустите колбу в горячую воду. Через некоторое время вода в трубочке начнет подниматься. Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется.

Опыт № 2.

Поставьте колбу в тарелку со снегом. Вода в трубочке начнет опускаться. Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.

В сильный мороз выставить на улицу бутылку с водой, плотно закрытую пробкой. Когда вода замерзла, бутылка лопнула и раскололась на куски.

Это произошло потому, что вода при замерзании расширяется.

Теперь вы можете понять, почему в сильные морозы иногда лопаются водопроводные трубы. Когда вода замерзает и превращается в лед, она расширяется и разрывает их. Чтобы предупредить порчу труб зимой, их прокладывают на такой глубине, где земля не замерзает.

Опыт № 3:

насыпать в стакан с водой чистой соли и размешать ее ложечкой.

1. Понаблюдать, что происходит с кристаллами соли. Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезают. Но исчезла ли соль? Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Получился раствор соли.

2. Пропустить раствор сквозь фильтр. На фильтре ничего не оседает. Раствор соли свободно прошел через фильтр.

Опыт № 4:

проделать с пищевой содой такой же опыт, как и с солью. Растворится ли в воде сода?

Опыт № 5:

проделать такой же опты с сахаром.

Опыт № 6:

проделать такой же опыт с речным песком. Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь. Пропустить воду сквозь фильтр. Вода прошла через него, а песок остался на фильтре.

Из опыта можно сделать вывод: песок не растворяется в воде.

Опыт № 7:

попробовать растворить глину. Частицы ее будут плавать в воде, которая становится от них мутной. Если дать воде постоять, частицы глины осядут на дно. При взбалтывании воды они поднимутся, а потом снова опустятся.

Пропустить мутную воду через бумажный фильтр. Вода станет желтой и прозрачной, а частицы глины останутся на фильтре.

Глина, как и песок, не растворяются в воде.

Вывод:

если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходит через фильтр, то это вещество растворимо в воде.

Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде.

В воде растворяются не только твердые вещества, но и некоторые жидкости и газы.

Обитатели водоемов, например, рыбы, дышат кислородом, растворимым в воде.

Ведущий. Я хочу закончить мастер-класс такими словами:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:

То, что мы слышим, - 10 %.

То, что мы видим, - 50 %.

То, что мы делаем сами, - 90 %.

Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.

Публикации по теме:

Дизайн-проект уголка экспериментирования в подготовительной к школе группе. Актуальность. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности.

Дракончик из капронаДракончик из капрона Девочки, нашла замечательный мастер-класс по изготовлению чудесного дракончика из капрона. У нас на сайте много рукодельниц, творческих.

Автор публикации:
Мастер-класс по экспериментированию «Вижу, действую, постигаю…»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 18:18
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Сюжетно-ролевая игра
Дорогие коллеги, я вновь хочу рассказать об очередном мероприятии, прошедшем в нашем комплексе. Это был смотр-конкурс атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Мы...