Влияние качества учебно—воспитательного процесса на развитие интеллектуального потенциала детей.

Ольга Тонц
Влияние качества учебно—воспитательного процесса на развитие интеллектуального потенциала детей.

Музыка в детском саду и школе.

Современные задачи образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Музыкальные занятия на дошкольной ступени, уроки музыки в начальной школе должны быть не только фактом встречи ребёнка с музыкой, их результатом должны стать изменением в самом ребёнке. Педагогические задачи музыкального воспитания на современном этапе должны быть направлены не только к тому, чтобы развивать отдельные умения детей. Они должны формировать у них творческое отношение к действительности. Творческое отношение всегда деятельное, оно преобразует и действительность и самого себя.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности и, наконец, музыкальном творчестве. В современном, качественном уроке музыки ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса. Для этого необходимо применять такие методы и приемы музыкального воспитания, которые позволяют проявиться внутреннему миру ребенка, стимулируют развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

В работе над улучшением качества педагогического процесса музыкального развития детей, я использую основные виды музыкальной деятельности:

Слушательская (восприятие музыки); музыкально-теоретическая (изучение законов развития музыки, теория, музыкальная грамота); исполнительская (развитие вокально-хоровых, танцевально-ритмических навыков, обучение игре на детских музыкальных инструментах); композиторская (сочинение собственных песен, пьес, танцевальных, пластических, игровых этюдов).

На музыкальных занятиях и уроках музыки я применяю следующие приемы:

1- Проблемный вопрос, ответ на который дети находят, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путем сравнения, обобщения, вы-членения и т. д. Такой вопрос должен вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. ПРИМЕР: Можно ли увидеть музыку? Где находится родина музыки? Где границы между музыкой разных народов?

2- Практическое задание. В таком задании неизвестен результат. Цель этих заданий – создать, сделать, воспроизвести что – либо через практические действия. Способы решения находятся в прежним опыте детей. ПРИМЕР: На занятии, уроке, посвященном русским народным инструментам, я говорю о том, что можно присоединиться к исполнению оркестра, самим подобрав инструменты и сочинив для них свою партию. У школьников задача усложняется – они знакомятся с понятием «партитура» и ее записью. Это практическое задание дает возможность стать сочинителями – композиторами.

3- Учебные задания направлены на поиск путей, способов получения ре-зультата. Их цель пробудить у детей потребность научиться, освоить, достичь совершенства. ПРИМЕР: Задание – «поможем кукле выздороветь». Дети изменяют мелодию, используя законы развития музыкальных характеров, образов и т. д.

4- Проблемные задания. Цель этих заданий направлена к тому, чтобы найти неизвестное, которое находится в самом условии задания. ПРИМЕР: Ученикам 4-х классов предлагаются тексты русских поэтов, на которые могут быть сочинены мелодии песен. Ранее, в подготовительной к школе группе, 1-м, 2-м, 3-м классах дети пели и сочиняли заклички, попевки, колядки, колыбельные. Правила их сочинения определялись самим жанром. Теперь правило жанра отсутствует. Это и есть неизвестный аспект условия. Моя цель – побудить детей к поиску истоков создания музыки, применить свое творчество, сочиняя мелодию.

5- Творческие задания. Такие задания являются принципиально выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности. Их выполнение не ограничено определенными рамками поиска. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность. Для составления таких заданий я использую ситуацию из окружающей жизни детей Они должны быть актуальны и представлять интерес для них. ПРИМЕРЫ: (Вопросы) Каким способом, без помощи голоса, можно исполнить песню?; как одну и то же песню исполняют дети, взрослые, различные животные?

(Задания) Воплотить в пластических движениях рук особенности музыкальной ткани произведения; коллективно составить художественную композицию по пьесе – рисунок аппликация; импровизировать мелодии в ритме польки, вальса, марша, мелодию своего имени; творчески передавать образы персонажей в сюжетных музыкальных играх, сценках и этюдах; сочинить свой танец на предложенный сюжет или музыку; инсценировать содержание песни.

Планомерное применение этих приемов и методов, наряду с другими, как традиционными, так и современными, позволяют наиболее полно проявиться внутреннему миру ребенка, стимулировать развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

Публикации по теме:

Мой методический кабинетМой методический кабинет Методическая работа в детском саду – это, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, это творческая.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Влияние качества учебно—воспитательного процесса на развитие интеллектуального потенциала детей.
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 07:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...