Лучший педагог года

Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Алла Мокрецова
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Детский сад №1 «Журавушка».

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

Публикация «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников : способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. (Показ.) Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.

Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.

Возле Вятки самой

Дымково – посёлок.

Окаймлён лугами

Уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль маловато

Собирались вместе

Мужики когда – то.

Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы – «Дымково».

Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо – сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Здесь в старину и зародилась эта игрушка.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,

Удивительное чудо!

- А вы знаете, как мастера делают игрушки?

Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну – ка за работу чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я её поглажу

И седельце с бархатом на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи – игрушки!

Не кастрюли, чугуны – а лошадок табуны.

Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.

Ах, игрушка не простая,

Вся такая расписная!

В ней нет цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капельки росы,

От музыки, от радости,

От сказки, от мечты!

Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки – горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. (Показ образцов рисования – силуэты.) Обратите внимание, что основа росписи – круги, на которых расположены мелкие элементы.

Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осеннее – зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».

Знакомство детей с различными видами народного декоративно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. .

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию: 1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.

4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».

Н. А. Ветлугина

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.

Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.

Литература:

Н. Б. Халезова, «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007г.

Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, «Народное искусство в воспитании детей» М. 1997 г.

Т. Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества» М. 1985 г.

И. Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» Л. 1975 г.

Публикации по теме:

Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно!!!Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно!!! Вчера у меня произошло неожиданное и приятное событие: я получила подтверждение высшей квалификационной категории. Вчера в АППО я получила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 12:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД