Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Алла Мокрецова
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Детский сад №1 «Журавушка».

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. (Показ.) Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.

Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.

Возле Вятки самой

Дымково – посёлок.

Окаймлён лугами

Уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль маловато

Собирались вместе

Мужики когда – то.

Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы – «Дымково».

Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо – сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Здесь в старину и зародилась эта игрушка.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,

Удивительное чудо!

- А вы знаете, как мастера делают игрушки?

Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну – ка за работу чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я её поглажу

И седельце с бархатом на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи – игрушки!

Не кастрюли, чугуны – а лошадок табуны.

Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.

Ах, игрушка не простая,

Вся такая расписная!

В ней нет цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капельки росы,

От музыки, от радости,

От сказки, от мечты!

Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки – горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. (Показ образцов рисования – силуэты.) Обратите внимание, что основа росписи – круги, на которых расположены мелкие элементы.

Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осеннее – зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».

Знакомство детей с различными видами народного декоративно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. .

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию: 1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.

4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».

Н. А. Ветлугина

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.

Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.

Литература:

Н. Б. Халезова, «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007г.

Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, «Народное искусство в воспитании детей» М. 1997 г.

Т. Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества» М. 1985 г.

И. Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» Л. 1975 г.

Публикации по теме:

Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно!!!Спешу поделиться радостью: моя аттестация прошла успешно!!! Вчера у меня произошло неожиданное и приятное событие: я получила подтверждение высшей квалификационной категории. Вчера в АППО я получила.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 12:37
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...