Влияние сказки на развитие эмоционально — нравственной сферы детей 5–7 лет с нарушением зрения

Ксения Елхова
Влияние сказки на развитие эмоционально — нравственной сферы детей 5–7 лет с нарушением зрения

Влияние сказки на развитие эмоционально - нравственной сферы детей 5 – 7 лет с нарушением зрения

Воспитатель МБДОУ № 58 К. О. Елхова

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - народная мудрость.

Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. С его помощью осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важную роль играет сказкотерапия.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается «способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека». Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Для ребёнка с нарушением зрения общение с помощью сказки приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

В сказках есть жизнь нашего времени. В них все нуждаются – и старые и малые. Всё дело в выборе сказок для них. Через сказки детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Сказка раскрывает ребёнку действительность, через нее одухотворяется животный и растительный мир, и даже неодушевлённые предметы.

Выбор чтения одно из самых важных воспитательных влияний, и, конечно, в соответственном выборе книг заключается самая трудная задача педагога.

Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благо-родства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

Сказки неотделимы от красоты, способствуют развитию нравственных чувств, без которых немыслимо благородство души и сердечная чуткость. Благодаря народным сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказках черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Они интересны в любом возрасте.

Сказки, преследующие цель создания и воспитания цельной человеческой личности, несомненно, полезны для наших детей.

Наблюдения за детьми с нарушением зрения в повседневной жизни и в играх показали, что эти дети малоэмоциональны, затрудняются в передаче настроения персонажей из сказок, движения скованны, не развита подражательность, они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, и перед воспитателями стоит задача передать ребёнку необходимые чувства и эмоции на доступном для детей уровне. Сказки обогащают эмоции слабовидящих детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками.

Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в коррекционной работе педагога.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литера-турного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимо-действия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настрое-ниями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореали-зуются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативы, эмоциональной отзывчивости.

В работе над драматизацией сказок педагог всегда должен придерживаться следующих правил:

- Правило всеобщего участия, т. е. в драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, животных, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, солнышко и т. д.

- Правило свободы выбора, т. е. каждая сказка проигрывается неоднократно до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет.

- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед её проигрыванием мы обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. Детям задаём вопросы: Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чём думает?

- Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит её обсуждение: Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

- Правило мудрого руководителя, т. е. индивидуальный подход к каждому ребёнку

Сама по себе драматизация сказок не допускает «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.

Именно обращение к сказке позволит детям расширить диапазон по-нимаемых эмоций, а также повысить уровень общения через вербальные и невербальные средства выразительности. Стать более открытыми в высказывании своих чувств и эмоций.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Влияние сказки на развитие эмоционально — нравственной сферы детей 5–7 лет с нарушением зрения
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 20:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство в детском саду  (фотоотчет)
Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. Для этого у нас в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое...
Проект «Собака — друг человека» в старшей группе
Проект «Собака друг человека» Цель проекта: расширить представления детей о роли собаки в жизни человека, проявлять заботу, пробуждать интерес к познанию...
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...