Конспект внеклассного занятия для учащихся 1–6 классов «Чтобы не было беды»

Напреева Светлана
Конспект внеклассного занятия для учащихся 1–6 классов «Чтобы не было беды»

Внеклассное занятие для учащихся 1 – 6 классов на тему: «Чтобы не было беды»

Цель: сформировать представление учащихся об опасности лесных пожаров для человека и природы, последствиях лесных пожаров.

Задачи:

1. Научить правилам противопожарной безопасности;

2. Воспитывать бережное отношение к лесу и стремление принять активное участие в его охране;

3. Вызвать беспокойство за экологическое состояние природы нашего края, и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, подготовленная заранее презентация, видеофрагмент, выставка детских рисунков на лесную противопожарную тематику

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия

Учитель: Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего занятия.

(Слайды 1 – 4)

Зимой и летом

одним цветом. (Ель, сосна).

Никто не пугает,

а вся дрожит. (Осина).

Не портной,

а всю жизнь с

иголками ходит. (Еж).

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Березы).

В шубе – летом,

А зимой – раздетый. (Лес).

С языком – не лает,

Без зубов, а кусает.

Без рук, без ног, а бушует,

Шипит и злится, а воды боится. (Огонь).

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым).

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый! (Пожар).

Учитель: Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем классном часе.

Дети: О лесе и о пожаре.

Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о лесе и не только! И так, тема нашего классного часа «Чтобы не было беды» (Слайд 5)

3. Знакомство с новым материалом.

“Сказка об огне”.

(Материал подготовленный учениками)

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

Учитель: А какая может прийти беда?

Дети: Пожар.

Учитель: А что мы называем пожаром?

(Объяснение учащихся).

Учитель: Пожаром – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека. (Слайд 6)

Подготовленные ученики читают стихи: Вадим Шефнер “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, на растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель: Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.) (Слайды 7 – 8)

• удар молнии;

• горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;

• зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;

• охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

• брошенная горящая спичка;

• непогашенный окурок;

• брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;

• заправка топливом баков машин при работающем двигателе;

• использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;

• курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;

• непотушенный костёр;

• разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;

• оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т. д.)

Учитель: Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего?

Дети: Человек.

Учитель: Когда начинается сезон лесных пожаров?

(Ответы детей.)

Игра "Игра-загадка"

Учитель читает четверостишия. Ученики после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если неправильно, молчат.

Учитель:

Кто, задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт нашу природу

От огня?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Дети молчат

Учитель:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

С другом в лес вчера пошёл,

Спичек коробок нашёл.

Загорелся старый ствол,

Еле сам живой ушёл!

Дети молчат

Учитель:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Учитель: Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

А теперь выясним, какие бывают пожары. Какие бывают пожары? (Слайд 9)

При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета. (Слайд 10)

Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.

При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь. (Слайд 11)

При подземном пожаре (торфяном) горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф. (Слайд 12)

Учитель: По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.

Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.

Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.

Учитель:А теперь давайте представим ситуацию: (Слайд 13)

Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия? (рассказывают заранее подготовленные ученики)

1. Если пожар только – только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землёй. Сообщите об этом в лесничество или ближайший населенный пункт.

2. Если пожар сильный, ваша задача как можно быстрее покинуть это опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём. От низового пожара человек может быстро уйти. Нужно идти навстречу ветру по просекам, дорогам, полянам, берегам рек.

3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой - полотенцем, подолом рубашки. Убегать, задерживая дыхание, чтобы не обжечь лёгкие.

4. Относительно безопасным местом является вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

6. В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

7. Небольшой пожар можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары, как бы сметая горящие материалы.

8. Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня капают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар на его кромку опять бросают грунт сплошной полосой. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации. Детей к тушению пожара не допускают!

Учитель: Давайте подумаем, как нужно вести себя в природе, чтобы не стать причиной лесного пожара. (Слайды 14-16)

• Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.

• Лучше разводить костры на старых костровищах. Если их нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.

• Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.

• Нельзя разводить костер под деревьями. Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с сухими деревьями.

• Обязательно наблюдайте за горящим костром.

• Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.

• Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре.

• Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.

Учитель:Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш "Не шали с огнём"

Ученик:

Огонёк всегда такой -

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Ученик:

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

Ученик:

Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр,

И закончил разговор.

Ученик:

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Ученик:

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

(Д. Лапиня, П. Юрциньш)

4. Закрепление и проверка полученных знаний.

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Давайте проверим, как мы все это запомнили.

Тест. (Слайд 17)

1. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

2. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

3. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

4. Где нельзя разводить костер?

а) на старом кострище; б) в вырытой яме в) под деревьями.

Учитель:А теперь вас ждет кроссворд. (Слайд 18)

1

к

2 о ж о г

с 4

3 с т е к л о

р е

и т

щ 5 п о ж а р

е

По горизонтали:

2. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.

3. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза

5. Стихийное распространение огня, вышедшее из под контроля человека

По вертикали:

1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.

4. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

5. Подведение итогов занятия: (Слайд 19)

Публикации по теме:

«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». ОБЖ Одна из важнейших сторон практических интересов человечества с давних времен – это обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

Проект «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Образовательная область: Познавательное развитие. Вид проекта: Творческий, групповой, кратковременный. Продолжительность: 4.12.2017- 8.12.2017.

Анкета для родителей «Чтобы не было беды» (ОБЖ) 1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста:.

Информационно-творческий проект «Чтобы не было беды!» Название проекта: «Чтобы не было беды!» Руководители проекта: Гулакова Евгения Николаевна Название образовательного учреждения: Муниципальное.

Автор публикации:
Конспект внеклассного занятия для учащихся 1–6 классов «Чтобы не было беды»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 00:30
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке в средней группе «Улитка»
Цели занятия: - расширить и уточнить знания детей об улитке, - научить лепить улитку, получая образ путем сворачивания полосы пластилина по спирали, -...
Фотоотчёт: «Лаборатория по обмену опытом. Безопасное лето»
Дорогие коллеги! Очень скоро наступит лето! … Пора долгожданных отпусков, сбывающейся мечты, многочисленных сюрпризов, маленьких и больших радостей,...
Фотоотчет о спортивном развлечении с детьми средней группы «Лесовичок в гостях у ребят»
Здоровье - самая большая ценность каждого человека. Поэтому в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровью ребенка, воспитанию здорового образа...
Уголок театрализации
В нашей группе был создан уголок театрализации. В нём отводится место не только для различных видов театра: настольный, пальчиковый, масок для разыгрывания...
ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа)
Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение. Задачи. Учить детей...