Папки-передвижки

Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей» (1 фото)

Горохова Ирина Равильевна
Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»

Внеклассное занятие «К тайнам слова: занимательная лексика»

Тема занятия : «Красна речь пословицей» 4 класс (родной русский язык).

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Публикация «Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе „Красна речь пословицей“» размещена в разделах

2. Изучить особенность пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.

3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.

Оборудование, материалы, средства наглядности: В Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», сборники пословиц и поговорок; карточки с заданиями, рисунки к пословицам.

Ход занятия:

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

Ц О В С П О А И Л (пословица)

- Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

II. Основная часть

1) Понятия «пословица» и «поговорка»

- Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова)

- Прочтите пословицу, объясните ее смысл:

«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

Для того, чтобы объяснить смысл и появление данной пословицы, давайте вспомним, как рождаются поговорки и пословицы. Они рождаются на основе народных знаний, наблюдений, они - творение тех людей, которые жили задолго нас с вами. Именно поэтому их называют кладезем мудрости: много важного и интересного можно узнать из пословиц.

Но почему поговорку называют цветочком, а пословицу ягодкой? Думаю, ответ лежит в их различии: поговорка, в отличие от пословицы, ничему не учит, это лишь красивая, благозвучная фраза. Каждая пословица - крупица народной мудрости. Вот поэтому поговорки можно назвать цветочками, а пословицы - ягодками.

- Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

- Что же общего между пословицей и поговоркой?

• Краткость

• Устойчивость

• Связь с речью

• Принадлежность к искусству слова

• Широкая употребляемость

- Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.)

2) Работа с пословицами и поговорками

- Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки)

• Человек без Родины – что соловей без песни. (пословица)

• Как сыр в масле катается. (поговорка)

• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (пословица)

• Готовь сани летом, зимой – телегу. (пословица)

• Говорит – что рублём дарит. (пословица)

• Ему говорить – что к стенке горох лепить. (пословица)

• Решетом воду носить. (поговорка)

• Без беды друга не узнаешь. (поговорка)

А теперь следующее задание. Пожалуйста объясните мне смысл пословицы : 1 группа (Человек без Родины – что соловей без песни). У каждого человека есть Родина. Но для всех людей она разная, обозначает что то свое. Для кого-то это место, где он родился или живет. У некоторых там остались друзья, близкие люди, родители. Вспоминаешь, думаешь о Родине всегда и везде, где бы не находился. Человек не может жить без этого, так же как и соловей, который поет свои песни всегда. Мы не можем представить себе эту птичку без песни.

2 группа (Готовь сани летом, зимой – телегу) Ко всему нужно готовиться заранее. Что бы не попасть впросак, быть собранным к нужному моменту. Душа человека спокойна, когда он готов и собран. Жить нужно не только сегодняшним днем. Стоит готовиться и к будущему. Делая все заранее, люди облегчают себе жизнь.

3) Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей (Зачитывают подготовленные дети).

А) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа». (А. Н. Толстой)

Б) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений». (Л. Н. Толстой)

В) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них есть всё : издёвка, насмешка, попрек, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами». (Н. В. Гоголь)

4. Ребята, а кто придумал пословицы?

- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности)

- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели)

- Таким писателем был В. И. Даль, который в 1861-1862 годах создал сборник «Пословицы русского народа».

Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о В. И. Дале.

Даль Владимир Иванович – известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», который он начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

- Ребята, кто такой В. И. Даль?. В. И. Даль – собиратель пословиц и поговорок

А сейчас мы с вами немного поиграем.

III. Игры, конкурсы, занимательные задания

Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословиц.

1. Игра «Рисунки к пословицам»

- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках

2. Игра «Закончи пословицу»

Начало пословицы читается поочередно каждой команде.

Что с возу упало, (то пропало) .

• Не плюй в колодец, (пригодится воды напиться)

• Хочешь есть калачи, (не сиди на печи)

• Не откладывай на завтра. (то,что можно сделать сегодня)

. Терпенье и труд…

• С волками жить…

• Что посеешь…

• Шила в мешке…

• Ученье – свет…

• Один в поле…

3. Театральный конкурс

Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.

4. Игра «Переставь буквы»

- Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы, объясните их смысл.

Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь. (Волков бояться – в лес не ходить) если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело.

Тен адмы збе гняо. (Нет дыма без огня) Так говорят когда распространяются какие-то слухи. Без причины ничего не бывает. Говорится чаще тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

5. Игра «Магические числа»

- Назовите пословицы, где встречаются числа.

6. Игра «Замени пословицами»

• Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)

Беречь время. (Делу – время, потехе – час)

• Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело)

• Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь)

IV. Рефлексия.

Подведение итогов конкурса.

- Чему научились на занятии?

- Что было самым интересным?

- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

(Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Когда человек в своих высказываниях употребляет пословицы и поговорки, то она становится более эмоциональной. Также они даруют нам мудрость. Веками народ учился и наблюдал за окружающем миром. А выводы о наблюдениях заключал в эти жемчужины мудрости.

- Спасибо за занятие!

Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»

Было приятно с вами работать.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 22:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД