Лучший педагог года

Волевая саморегуляция личности

Анастэйша Шипилова
Волевая саморегуляция личности

ТЕМА: «ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

Педагог-психолог МБДОУ

Анастасия Андреевна Шипилова

Введение

Человек для достижения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение, в этом проявляется его воля, которая, наряду со стремлением, способна изменить ход поведения – инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Волевая регуляция – это такое регуляционное личностное образование, которое характеризует способность индивида к самостоятельному выбору линии поведения, целеустремленное осуществление тех или иных действий, принятие на себя ответственности за их результаты. Проблема волевой регуляции поведения и деятельности достаточно часто становится объектом внимания психологов (Б. Г. Ананьев, В. Вундт, А. И. Высоцкий, О. В. Дашкевич, У. Джемс, К. Левин, Ж. Т. Эббингауз и др.).

Публикация «Волевая саморегуляция личности» размещена в разделах

Вместе с тем, многие авторы отмечают чрезвычайную отягощенность жизни в современном обществе эмоциогенными и стрессогенными факторами, что свидетельствует об актуальности изучения проблемы психологических механизмов волевой регуляции человека и разработке методов их формирования, развития и совершенствования. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к произвольной регуляции состояний деятельности человека и недостаточной изученностью психологических механизмов волевой регуляции.

Цель – изучить психологические механизмы волевой регуляции.

Задачи исследования:

Рассмотреть понятия воли и волевой регуляции в историческом и современном аспектах.

Изучить структуру механизмов волевой регуляции.

Рассмотреть развитие механизмов волевой регуляции в онтогенезе.

Для реализации цели и задач исследования использован теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

1. Основные подходы к проблеме воли в психологии

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым.

Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями.

2. История изменения взглядов на волю

Из истории психологии известно, что понятие "воля" было введено как объяснительную о зарождении действия, которая основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о ее осуществления.

В античной философии это понятие очень четко подавал в своих произведениях Аристотель. Он понимал, что знание не имеет стимулирующей силы, но оно постоянно сталкивается с силой нравственных поступков человека, и тогда поведение осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо. Философ подчеркивал, что не знания, а другая сила вызывает действие в соответствии с разумом. Эта сипа рождается с умственной части души через сочетание умственного решения со стремлением к действию. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициации произвольных действий, но и выбор и регуляцию их при осуществлении. При этом сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (движения души, и как способность человека к определенной активности, которая идет от нее самой.

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о свободе начинается только в XVII ст. и продолжается в XVIII-XIX века, по Новому времени, отмеченного бурным развитием естественнонаучных и психологических знаний. Эти представления можно разделить на три направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционных подходы и подход "свободного выбора".

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта, или к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичного ей способности к побуждение действий, в частности к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желание прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие - как последнее желание, предшествующего действия. Тем самым воля возникал не как самостоятельная реальность, а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В рамках этого подхода формируются представления о том, что самым простым волевым процессом является поезд, или самой простой формой свободы является страсть. В таком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленная им действие (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К мотивационного подхода в исследовании свободы принадлежат представление о свободе как способность к сознательному умышленного преодоление препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоления становится формируя фактором волевого акта. Так, как один из признаков свободы рассматривают преодоления препятствий известные психологи Л. С. Выгодский и С. Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Всего во всех вариантах мотивационного подхода подчеркивается именно на побудительные функции воли, т. е. акцентируется Мотивационная ее составляющая.

Подход "свободного выбора". Впервые вопрос о спонтанный, ничем не детерминированный свободный выбор поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделение проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, он ничем не ограничена и поэтому могущественная. У человека же универсальная воля, которая представлена в собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще неопознанный. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души (ничем не обусловленное и никем не опознаную, способная к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джем). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те, кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевой действия (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн).

Итак, в рамках подхода "свободного выбора" в одном случае воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаризм, в другом - как явление, связанное с функционированием познавательных процессов.

Регуляционных подход. Многие ученые занимались исследованием регулятивной функции воли. Волевой регуляция - опосредованное целями и мотивами создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и правильного направления этой активности. Представители этого направления считают, что специфику воли невозможно вывести из анализа стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в контексте активности человека, направленной на саму себя. Здесь волю понимается как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Тогда воля занимает центральное место в ядре личности. Через свободу "Я" управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами. У свободы есть направляющая и регулятивная функции, она балансирует и конструктивно использует все виды активности человека, не подавляя ни одну из них (М. Я. Басов, Р. Ассаджоли).

Другой план связан с идеей регулирования поведения как особого самостоятельного процесса, который не требует психического образования, которое называется волей. Причины действий при этом связывают с эмоциональным возбуждением, мыслями, нравственными чувствами, которые оказывают действия определенного смысла. В таком случае человек способен к саморегуляции и самоорганизации в ходе деятельности, направленной на достижение цели (И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй).

В целом исследование регуляции психических процессов способствовали возникновению в рамках проблемы свободы аспекта саморегуляции. Это направление отделился практически в самостоятельные исследования, где предметом анализа стали приемы саморегуляции.

Ретроспектива развития знаний о свободе в Украине. Украинские психологи не стояли в стороне от проблемы свободы и в разные периоды XX века. обращались к ее изучению. Анализ научных поисков отечественных исследователей обнаруживает различия в их взглядах на природу воли. Вместе с тем установленные украинскими учеными способы воспитания воли помогают современной психологии продвигаться в таких сложных вопросах, как формирование личности с развитой и моральной волей. Обратимся к основным ценностям наших соотечественников из аспекта изучения феноменов воли.

Научные достижения В. К. Котирло связанные с выявлением психологических особенностей волевых проявлений, источников волевой поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с установлением значимости объективных препятствий и субъективных трудностей для генезиса детской воли, по определению эффективных путей, средств и условий формирования волевой поведения и воспитанием отдельных волевых качеств у ребенка.

Исследованием специфики воли занимается украинский психолог В. К. Калина. В структуре человеческой деятельности он выделяет самосубъективные отношения, в пределах которых может реализоваться целевая функция воли. Процессуальный аспект свободы - волевую регуляцию - ученый рассматривает как выбор и реализацию индивидом самого эффективного способа преобразования исходной организации психических функций на необходимую, адекватную целям деятельности. Такое преобразование определяет возможность становления и содержание выбранной субъектом упорядоченности действий (или форм деятельности). Следовательно, проблема свободы является проблемой субъективных отношений.

За исходное В. К. Калина выбрал понятие "волевой регуляция. Оно соотносится с другими понятиями волевой сферы личности (волевой действие, волевое усилие, волевые качества) таким образом, что каждое из них отражает одну сторону реализации самосубьективных отноешний Такой подход дал ученому возможность составить систему понятий в новом варианте. "Волевое усилие" рассматривается как наиболее свернутый способ волевой действия, как форма проявления этого действия, волевые качества "- как устойчивые психические образования саморегуляции поведения. В классификации В. К. Калина определены базальную и системные волевые черты личности.

В. К. Калина плодотворно исследует вопросы индивидуального стиля волевой регуляции, специфики волевых процессов в групповой деятельности и методики самооценки волевых качеств личности. Он обосновал положение о том, что рефлексия является атрибутом волевой регуляции, а последний - самым высоким уровнем проявления самосубъективных отношений.

Теоретические основы волевого развития личности изучает отечественный психолог И. Д. Бех, один из известных исследователей проблемы становления нравственности личности. По мнению ученого, воля, побуждая к моральным действиям, обуславливает развитие личности. Ведь моральные свойства, которые составляют ядро личности, являются производными от воли. Последняя создает нравственно совершенную личность посредством произвольного поведения. Любая поведение только моральная, когда она составляет результат самостоятельной, творческой свободы. Произвольное поведение является, собственно, человеческой самодеятельностью, потому что она в наибольшей степени связана с теми действиями и поступками, диктуемые сознательным, осмысленным решением. Для волевых проявлений существенным является то, что они превращают мышления человека в действенное, эмоционально-волевое. А это - путь к развитию активной, творческой личности.

С новой позиции относительно своих предшественников рассматривает И. Д. Бех психологическую природу волевой стимула. В процессуальной структуре воли им выделены два периода: рефлексии и возникновение волевого переживания. В данном подходе особое значение придается формированию мотива к рефлексии как составной волевого процесса. Ученый в логической последовательности определяет то, какой должна быть личностная рефлексия, чтобы осуществился переход от акта понимания общественной требования к акту ее выполнения. Рефлексивный процесс должен собственной силой вызвать эмоциональный образ морального требования, то есть эмоционально окрашенный содержание требования. Эмоциональный образ при правильно организованных воздействий возникает в разных по смыслу ситуациях и может быть сформирован при условии демонстрации общественной требования в виде конкретного события, поступка или их моделей. Созданная таким образом умственно-эмоциональная единство выступает в функции воли как стимул к действию или поступку.

Всего волевой действие для человека проявлением его свободы, независимости от внешних и внутренних проблем. Сущность этой независимости определяется осознанием ею своих возможностей и самой себя. Как отмечает ученый, общественная ценность человека измеряется не тем, сколько она знает, а тем, каким образом и сколько она осуществила. Поэтому формирование воли должна составлять одно из важнейших воспитательных задач.

Итак, история развития представлений о свободе свидетельствует о неоднозначность и многоплановость понимание этого понятия. По современного состояния изучения понятия свободы его еще нельзя подвести под общую психологическую категорию

Публикации по теме:

Признаки творческой личности Введение В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами,.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания «Сущность личности в гуманистической концепции воспитания». Выполнила: Викторова Л. Л. Оглавление Сущность личности в гуманистической.

Формирование творческой личности Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.

Изучение деструкций личности педагога Актуальность исследования. В настоящее время, в условиях активной модернизации экономики России и реформирования всей системы образования,.

Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной.

Проект «Территория развития личности» детский сад №12 г. Черемхово проект педагогический, долгосрочный Паспорт Наименование Детский сад – территория развития личности ребенка.

Родительское собрание «Нравственно-волевая подготовка детей к школе» c элементами сказкотерапии Цели: • Формирование активной педагогической позиции родителей. • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями. •.

Роль семьи в формировании личности Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии.

Тренинговое занятие «Стресс и Эмоции: саморегуляция и уверенное поведение» СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Тренинг был создан для работы с детьми 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к экзаменам.

Консультация «Воспитываем качество личности — бережливость» У детей в дошкольном возрасте очень быстро развиваются моральные чувства и навыки, а также нормы и правила поведения. Помимо этого у них.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Волевая саморегуляция личности
Опубликовано: 1 марта 2018 в 17:32
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД