Получи документы

Формирование творческой личности

Марина Семенова
Формирование творческой личности

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи о художественных возможностях изобразительного искусства.

Публикация «Формирование творческой личности» размещена в разделах

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б. М. Теплова: «Главное условие,которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Следовательно, возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно чтоб всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими видами деятельности, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать. Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.

Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.

Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт своих коллег и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, отдельной группы детей.

Руководители разных рангов при анализе деятельности педагога буквально считают детские рисунки, аппликации и сравнивают их чуть ли не поштучно, требуя сохранения всех детских работ для проверок. Но ведь детские работы должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. Их можно использовать и для организации выставок детского творчества не только в детском саду, но и за их пределами. А вместо этого все шедевры лежат в шкафу для отчета.

Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все сделать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой.

Одним из существенных недостатков организации изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации, лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Творчески работающий педагог может предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но прежде чем предложить детям использование какого-то приема, следует попробовать его самому.

Не стоит забывать о таком прекрасном дополнении в изобразительной деятельности как музыкальное сопровождение. Работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, подобрать произведения классиков, современных композиторов. Музыка во время творческой деятельности детей звучит тихо, не отвлекая внимания, создавая спокойную эстетическую обстановку, положительное эмоциональное настроение.

Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.

Публикации по теме:

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельностиФормирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений.

Признаки творческой личности Введение В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами,.

Игра как средство формирования творческой личности дошкольника МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДА ГУКОВО «Использование современных технологий при реализации образовательной области «Социально.

Формирование творческой личности дошкольника с помощью конструирования из природного материала Формирование творческой личности дошкольника - одна из важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Занятия художественно.

Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в рамках реализации ФГОС Брязгалова Е. И., музыкальный руководитель МБДОУ № 32 г. Майкоп ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Конструирование как средство развития творческой личности в дошкольное возрастеКонструирование как средство развития творческой личности в дошкольное возрасте .

Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка» Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности. Творческая деятельность и развитие творческих.

Отчет по самообразованию «Художественная деятельность детей в развитии творческой личности ребенка» Цель моей работы по самообразованию является: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном.

Проект «Звуки осени». Формирование творческой личности посредством развития музыкальных способностей в игровой деятельности Постановка проблемы: Музыкальные занятия для ребенка - прекрасная возможность раскрыться, импровизировать, раскрыть свой творческий потенциал.

Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника» «Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка» СТАТЬЯ Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование творческой личности
Опубликовано: 29 января 2018 в 17:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД