Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с житием преподобного Сергия Радонежского

Елена Маслова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с житием преподобного Сергия Радонежского

Цель:

приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры через знакомство с чудотворцем Всея Руси преподобным Сергием Радонежским.

Задачи:

1. формировать духовно – нравственную личность ребёнка, продолжать знакомство дошкольников с важнейшими событиями из православной истории на примере Сергия Радонежского;

2. расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

Предварительная работа: изготовление коллажа «Лес», подборка демонстрационного материала на электронных носителях.

Оборудование: телевизор, магнитофон; икона, свеча, ларец, театр на фланелеграфе, коллаж «Лес»; готовые шаблоны животных: белки, медведя и дятла; клей, кисти, лоскутки меха, келья из соломинки.

Словарная работа: монах, келья, житие.

Ход:

I. Организационный момент.

Воспитатель вместе с детьми входит в кабинет духовно – нравственного воспитания. Звучит запись звона колокола.

В: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о Сергии Радонежском – святом, просеявшим как солнце на русской земле.

Дети садятся перед экраном телевизора, воспитатель предлагает им внимательно послушать рассказ о житие Сергия Радонежского, рассматривая иллюстрации на экране.

В: Давным-давно, когда ни меня, ни вас, ни ваших родителей ещё не было, в одной семье росли три сына: Стефан, Варфоломей и Пётр. В те времена с малых лет дети приучались к труду, у каждого были свои обязанности: носить воду, пасти гусей, рубить дрова. По воскресеньям вся семья посещала церковь. Всех братьев определили на учёбу, но Варфоломею грамота никак давалась, сверстники смеялись над ним, а он каждый раз горячо молил Бога о даровании ему разумения. Однажды Варфоломей пошёл в поле за лошадьми, и там встретил старца, он с горькими слезами поведал ему о своём желании, научиться читать. И старец благословил его, мальчик неожиданно стал читать, да так быстро и чисто, что читал без устали около трех часов. Он стал не только читать лучше других, но и на следующий день на занятиях мальчик лучше других писал и отвечал на разные вопросы. Внезапно овладевший грамотой Варфоломей казался всем каким-то чудом.

Вопросы воспитателя:

- Сколько братьев было в семье?

- Как их звали?

- О чём просил мальчик Бога?

- Кто помог Варфоломею освоить грамоту?

Ответы детей.

II. Театрализованная деятельность.

Воспитатель продолжает рассказ, сопровождая его театральным представлением: на фланелеграфе постепенно появляются: деревья, животные, птицы.

Когда Варфоломей вырос, то ушел жить в лес, там он построил себе келью, много читал и молился. Сергий не чувствовал себя одиноким, лесной мир был полон жизни - там белочка прыгнула с ветки на ветку, там заяц вышел на охоту на мышку, а уже за ним пробежала лисица, сотни птиц щебетали с утра до позднего вечера на разные голоса. Сергий прикормил птичек и двух белочек, и они совсем перестали бояться человека, стали брать еду прямо с его рук. Неподалеку от его кельи была целая поляна с лесной ягодой, юный инок собирал ягоду, засушивал ее на долгую холодную зиму. Однажды, услышав с противоположной стороны поляны шум, присмотревшись, Сергий увидел среди кустов дикого медведя. Ни человек, ни животное не спешили бросать свое занятие. Зверь изредка поднимался на задние лапы, как бы прислушиваясь, но не уходил. На следующий день повторилось то же самое, а еще через день медведь, когда Сергий пошел домой, побрел следом за человеком, держась от него на небольшом расстоянии. И теперь, куда бы Сергий ни шел, он неотступно шагал за ним, как будто охраняя. Вскоре по миру прошла слава о живущем в лесу старце и к нему стали приходить люди, оставались жить с ним и потихоньку начали строить кельи, врата, церковь, и стало это поселение небольшим монастырём. Ребята ещё очень многое и интересное можно рассказать о преподобном Сергий Радонежском, и я вам обязательно в следующий раз расскажу.

В: Ребята понравился вам рассказ о жизни монаха.

- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Проводится малоподвижная игра «Крещенская вода»

Дон-дили-дон! (Дети машут головой)

Дин-дон-дин-дон!

Мы идем из храма. (Переступы ногами)

Папа мой несет бидон (Тянуться вверх, показать рост папы)

И бидончик мама. (Показать рост мамы)

Я шагал бы, как всегда: (Шаги)

Быстро и вприпрыжку, (Прыжки)

Да крещенская вода (Волны руками)

В моей банке иногда -

Плещется о крышку! (Хлопок ладонями)

III. Художественно – продуктивная деятельность.

Коллективная работа «Удивительный лес»

В: Ребята давайте с вами вспомним, какие животные приходили к Сергию Радонежскому?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает сделать «удивительный лес», расселить в нём диких животных, а среди сосен поставить маленькую церквушку. Дети по желанию выбирают шаблон зверя, с помощью ножниц нарезают мелкие ворсинки из меховых лоскутков и приклеивают их на шаблон. Воспитанники самостоятельно «расселяют зверей в лесу». Воспитатель обращает внимание на красивые меховые шубки у животных.

В: Молодцы ребята, как удивительно красиво стало возле маленькой церкви в лесной гуще. Я думаю, что именно так среди добрых зверей жил преподобный Сергий Радонежский.

IV. Рассматривание иллюстраций.

В: Теперь ребята я предлагаю вам посмотреть, как в настоящее время выглядит это святое место, сейчас оно называется Троице - Сергиева Лавра, её колокольня самая высокая в нашей стране России. Именно здесь на многие километры звучит, самый главный колокол России, который мы с вами слышали в начале нашей беседы.

V. Подведение итогов. Сюрпризный момент.

В: С житием какого чудотворца Всея Руси вы сегодня познакомились?

Ответ детей.

Воспитатель обращает внимание детей на ларец, стоящий возле иконы. Рассматривает его и говорит, что он заперт, и откроется только тогда, когда мы с вами опишем, каким же был Сергий Радонежский.

Дети рассказывают о Сергии Радонежском.

В: Вот чудо наш ларец открылся, что же там внутри? Да тут сладкие и полезные угощения для вас ребята.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание Развитие ребенка предопределяет дальнейшее становление личности. Именно время детства отличается активным восприятием, развитием таких чувственных.

Конспект экскурсии в духовно-просветительский центр «Возрождение» Свято-Владимирского храма Тема: Преподобный Сергии Радонежский Программное содержание:- познакомить со святым преподобным Сергием Радонежским; - закрепить понятие.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с житием преподобного Сергия Радонежского
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 14:54
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...