МААМ-картинки

Воспитание дошкольников посредством поэтического слова (из опыта работы)

Марина Воронова
Воспитание дошкольников посредством поэтического слова (из опыта работы)

Проблема духовности-одна из важнейших проблем человечества,потому что по большому счёту это проблема выживания самого человечества. Начало третьего тысячелетия отмечено негативными переменами:акты терроризма, разного рода конфликты. Очень непростой период в нашей жизни-бедность духовных интересов,жестокость,насилие. Разрушение института семьи через формирование внесупружеских,антиродительских,антисемейных установок. Утрачиваются формы коллективной деятельности. А ведь дошколят отличает волевая и духовная незрелость. И именно дошкольный возраст-это период усвоения норм морали и социальных способов поведения,в процессе которого ребёнок становится личностью,это самый эмоциональный и восприимчивый период детства.

Публикация «Воспитание дошкольников посредством поэтического слова (из опыта работы)» размещена в разделах

Те,кто рядом с ребёнком,кто участвует в его формировании и становлении как личности должны глубоко осознать пути и способы влияния на детей для достижения главной цели-ВОСПИТАТЬ ХОРОШО. А это значит постепенное образование в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира,возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.

В младшем дошкольном возрасте закладываются морально-этические качества личности,поэтому свою работу с малышами я,как воспитатель,не мыслю без использования художественного поэтического слова.

Пестушки,потешки,песенки,стихи - это кладезь мудрости народа,мудрость тысячелетий,связь времён и поколений. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание,которое перестраивает духовный мир ребёнка. От умения воспитателя зависит глубина проникновения ребёнка в смысл художественного произведения,его степень переживания и осмысления проблем.

Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких слушателей художественными средствами я опираюсь на особенности восприятия художественных текстов малышами. Характерной особенностью детей 2-3 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи,звучным рифмам,выразительным эмоциям и интонациям.

Малыши любят слушать стихи,предпочитая их прозе. Им нравится радостная мелодика стихотворений. "Практическое" преобладает над "условным",поэ- тому малыши идентифицируют себя с героями, их интересуют внешность персонажа,возраст,эмоциональное состояние,его поступки,действия. Они верят в реальность вымысла и переносят описанное в жизнь,а себя в сюжет текста,придумывают собственные детали и эпизоды. Поэтому остановлюсь на детской поэзии очень любимых мною Агнии Барто и Владимира Степанова.

Жизнь детей,их мысли,чувства,эмоции всегда волновали поэтессу. Образы и сюжеты стихотворений близки и понятны миллионам детей. И всё это проходит через основную деятельность ребёнка-через ИГРУ. Кто не знает цикл стихотворений "Игрушки"!Не одно поколение выросло на них, и я в том числе. Мы с детьми не только читаем их,но и инсценируем вместе с малышами,придумываем конец игрушечной истории,играем в стихотворение. Осмысление и понимание прочитанного идёт через содействие. Наша задача-чтобы содействие преобразовалось в сопереживание. Когда есть переживание-нет места равнодушию. А это одна из главных бед нашего общества. В противовес равнодушию через поэзию воспитывается такое личностное качество как ДУШЕВНОСТЬ. Душевность- это доброе отношение,забота,внимание,готовность прийти на помощь,умение разделить радость и горе. Душа-это любовь.

Стихотворение "Мишка" воспитывает милосердие,доброту,бережное отно- шение к игрушкам;стихотворение "Лошадка"-это ласка,любовь,верность;стихотворение "Самолёт"-это ценность семьи и любовь к маме как к главному человеку для ребёнка;стихотворение "Грузовик"учит играть с игрушками,а не с живыми существами как с игрушками;стихотворение "Зайка" учит отзывчивости и ответственности;положительное отношение со сверстниками-это стихо- творение "Мячик".

Поэзия Агнии Барто учит детей видеть не только глазами,но и сердцем,уберегает детскую душу от равнодушия и зла. И это только первая ступенька в мир поэзии великой поэтессы!

В задачи нравственного воспитания входит формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру,другим людям,самому себе,доброжелательности и отзывчивости для формирования дружеских отношений со сверстниками,умение действовать в интересах других,создание оптимистической картины мира.

Всё это мы находим в поэзии Владимира Степанова. Ученик Агнии Барто,педагог по профессии. Как говорит сам поэт "в детских стихах не наврёшь,не прикроешься. Это твоё обнаженное сердце. Писать надо ясно и понятно. Литература должна стать душевным другом".

Его стихи удивительно напевны,цветные,добрые,радостные,ясные и теплые. Это путешествия в ромашковые сны детей,птиц,животных.

Например, цикл для малышей "Про зверят".В стихотворении встреча (из сборника"Кошки-крошки" поэт так и пишет : "Хорошо на свете жить!Бантик розовый носить. ",а в "Мышках-трусишках"-мирное сосуществование без зла,без агрессии сильного к слабому. В стихотворении "Кошки-крошки" автор отвечает на вопрос"чего хотят детки"- да поиграть они хотят!

Сборник "Зёрнышки на солнышке"-стихи о верности,о дружбе,о желании сделать приятное и доброе тому,кого любишь!Это стихи о том,что щенок дружит с коняшкой,а утенок с ягнёнком. И работа в

этом направлении бесконечна!

В. А Сухомлинский сказал:"Детство - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая,яркая,самобытная,неповторимая жизнь. И оттого,как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердце. зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш!"

Публикации по теме:

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дошкольников посредством поэтического слова (из опыта работы)
Опубликовано: 12 марта 2014 в 23:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД