Папки-передвижки

Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»

Людмила Зуева
Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»

Содержание.

1. Пояснительная записка…. 3

2. Цели и задачи ….…. ….….5

3. Ожидаемые результаты освоения раздела ….…. …6

4. Образовательные программы и технологии, методы и приемы, формы

обучения детей…6

5. Создание условий для реализации раздела программы….14

1. Пояснительная записка

В нашем образовательном учреждении реализуется программа «Детство» (под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной). Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Он определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Публикация «Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности, Раздел „Творческие игры“» размещена в разделах

Концепция программы предусматривает внедрение в педагогическую практику личностно-ориентированной педагогики, которая поможет каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. В программе делается акцент на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Такие стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей познавательные способности, универсальные психические функции и чувство уверенности в себе. Авторы подчеркивают, что согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Детей следует научить понимать свое эмоциональное состояние и эмоции окружающих, а также научить выстраивать отношения во взаимодействии. Задача педагогов - помочь дошкольникам войти в сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно развивать основные направления для формирования у детей социальной восприимчивости, то есть способности понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других. Программа содержит рекомендации по развитию способностей к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развитию навыков эмоциональной саморегуляции, адекватной самооценки. Авторы программы подчеркивают, что процесс познания у детей проходит эмоционально-практическим путем, но сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера, т. к. в ней выражено субъективное начало. По мнению А. Н Леонтьева – «умные эмоции следует формировать, корректируя недостатки эмоциональной сферы. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает год от года. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать.

Я изучила общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и решила сделать разработку раздела «Театрализованные игры», основной целью которой будет создание системы воспитания эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

2. Цели и задачи работы.

Цель: воспитание эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Задачи.

Образовательные задачи.

Учить детей понимать разные эмоциональные состояния окружающих.

Учить передавать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.

Развивающие задачи.

Способствовать развитию интереса к театрализованной деятельности.

Развивать образную эмоциональную речь.

Развивать артистические способности детей с учётом индивидуальных особенностей.

Развивать способности детей к импровизации, умение создавать художественный образ.

Воспитательные задачи.

Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих возможностях, умение понимать и поддерживать партнёров, стремление к сотрудничеству, взаимопомощи, Продолжать воспитывать гуманные чувства детей по отношению к окружающим. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

3. Ожидаемые результаты.

Дети понимают разные эмоциональные состояния окружающих.

Дети умеют передавать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.

Дети проявляют интерес к театрализованной деятельности.

У детей образная эмоциональная речь.

У детей развиты артистические способности.

Дети могут импровизировать, умеют создавать художественный образ.

Дети самостоятельны, уверены в своих возможностях, понимают и поддерживают партнёров, стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, проявляют гуманные чувства детей по отношению к окружающим, умеют вести себя культурно в общественных местах.

Кроме того, можно прогнозировать, что у детей расширятся и углубятся знания об окружающем мире; получат дальнейшее развитие психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции; активизируется развитие различных анализаторов, усовершенствуется моторика, координация движений.

4. Образовательные программы и технологии, методы и приемы, формы

обучения детей.

Изучив множество программ и методик, я остановилась на программе Е. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Эта программа, рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать вместе с детьми. Программа отличается гуманистической направленностью, идеей уважения и любви к ребенку, верой в его творческие способности. Автор предполагает отказ от принуждения и оказание психотерапевтической помощи детям с проблемами в эмоциональном развитии. Программа может использоваться в условиях нашего детского сада в качестве основного источника по развитию эмоциональной сферы детей. Содержание программы позволяет стимулировать способность к образному и свободному восприятию окружающего мира. Использование адаптированных методов развития эмоциональности, воображения и выразительности речи гарантирует высокую результативность. Средствами драматургии компенсируется недостаточное внимание современной педагогики и психологии к эмоциональной сфере ребёнка.

Реализация программы предполагает построение субъект-субъектной модели взаимодействия, когда взрослый и ребенок находятся в позиции равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность. В процессе совместной деятельности предполагается решить следующие задачи развития эмоциональной сферы:

1. Обогащение чувственно-эмоционального опыта.

2. Развитие мышления в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей.

3. Развитие общей культуры, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.

При реализации каждого принципа программа предполагает использование определенных условий. Например, реализация принципа наглядности предполагает:

четкость дидактических целей исследования наглядности;

соблюдение требований к оформлению наглядности;

сочетание определённых видов наглядности;

использование специфических методов и приемов включения детей в анализ наблюдаемых объектов.

Принцип сознательности и активности предполагает игровые методы обучения, высокий уровень мотивации и определяется потребностями ребенка.

Методы и приемы обучения выбираются в зависимости от дидактических целей занятия, от содержания материала. Как показала практика, хороших результатов в работе можно достигнуть, используя некоторые из методов, предложенные

М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером:

• объяснительно – иллюстративный метод – сообщение новой информации;

• репродуктивный метод – заучивание, «повторяйте за мной», формирование навыков отношений между элементами знаний;

• метод проблемного изложения – дети стремятся к самостоятельному поиску ответов, у них развивается определенный тип мышления;

• эвристический метод - при его умелом использовании ребенок чувствует себя первооткрывателем, у него развиваются творческие способности.

Порядок применения методов зависит от подготовки детей, общего уровня развития интеллекта, а также от умений и эрудиции педагога.

Театрализованная игра несет развивающую, коммуникативную, терапевтическую функции. Театрализованные игры характеризуются творческим характером деятельности и эмоциональной приподнятостью деятельности (опирающейся на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

Методы повышения эмоциональной активности могут быть такими:

• игровые и воображаемые ситуации;

• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и др. ;

• игры-драматизации;

• сюрпризные моменты;

• элементы творчества и новизны;

• юмор и шутка.

Педагоги должны учитывать психологические закономерности организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы. Природосообразность и щадящее отношение к детской психике должны учитываться при отборе форм работы.

Можно использовать различные формы организации педагогического процесса, по развитию эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности, предлагаемые современными методиками и технологиями:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами создания выразительного образа.

2. Передача информации от детей взрослым.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения.

Можно использовать такие формы работы с детьми, как:

• выразительное чтение произведений;

• рассматривание иллюстраций;

• просмотр кукольных спектаклей и их обсуждение;

• анализ средств выразительности: интонационной, лексической, синтаксической;

• игры, разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Формы обучения детей по количественному составу:

• фронтальная;

• групповая;

• микрогрупповая;

• индивидуальная.

Формы обучения по продолжительности:

• традиционные занятия (продолжительность в соответствии с СанПин);

• комплексные занятия (творческие на 5-10 мин. дольше традиционных);

• нетрадиционные занятия (в зависимости от интереса детей).

Занятия – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения. Занятия по театрализованной деятельности в группах старшего дошкольного возраста по временному промежутку должно занимать не более 25-30 минут. Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка.

Занятия по развитию эмоций должны вводить детей в мир чувств, пробуждать способности к состраданию, сопереживанию, раскрепощать их творческие возможности, помогать психологической адаптации ребёнка в коллективе.

Публикации по теме:

Основные структурные компоненты рабочей программы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Основные структурные компоненты рабочей программы I. Титульный лист Название дошкольного образовательного учреждения (по Уставу ДОУ).

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Раздел «Творческие игры»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 16:29
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД