Получи документы

Консультация «Воспитательная среда в ДОУ»

Елена Антосенко
Консультация «Воспитательная среда в ДОУ»

Эпиграфом к своей публикации мне хотелось бы взять слова выдающегося педагога по дошкольному воспитания Тихеевой Елизаветы Ивановны.

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательно-образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО, которая должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей его личности.

Публикация «Консультация „Воспитательная среда в ДОУ“» размещена в разделах

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания воспитательно-образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Поэтому основой нашей работы является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности дошкольника в процессе воспитательной деятельности.

Что же такое воспитательная среда?

Среда воспитания - природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек (ребёнок или взрослый, в которых происходит формирование или развитие его как личности и из которых он черпает знания об отношениях.

В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

В истории и теории педагогики понятие среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека.

Следовательно, в нашем случае воспитательная среда - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке и т. п.

Рассмотрев сущность воспитательной среды, необходимо назвать её составляющие. По мнению учёных воспитательная работа в детском саду включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

1. воспитание в процессе НОД (Непосредственной Образовательной Деятельности)

2. воспитание в процессе игры

3. кружковая деятельность

Воспитательная среда формируется различными средствами. Главным средством становления среды в нашем учреждение является программа Вераксы «От рождения до школы», в ней реализуются методы и приё мы:

• Методы формирования сознания личности (убеждение) : рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример.

При этом в программе решаются следующие задачи:

• Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;

• Создать в детском саду единое воспитательное пространство, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

• Использовать в воспитательной работе новые педагогические технологии.

Основные положения воспитательной системы, реализуемые в программе:

• Индивидуальный подход в воспитании и обучении

• Творческий союз с родителями и педагогами

• Системность в работе

Основополагающим для меня, в воспитательной системе является принцип семи «У» :

• уверенности,

• успешности,

• удивительности,

• убедительности,

• уважительности,

• уравновешенности,

• улыбчивости. (И. Г. Абрамова, РГПУ им Герцена, С. -Петербург)

В своей деятельности я использую три направления в работе с детьми и их родителями:

• Первое направление - «СемьЯ»

• Второе направление - «Театр»

• Третье направление - «Познавай-ка»

Дети + родители+ воспитатели дошкольного учреждения – единая воспитательно- образовательная среда.

Доверительные отношения воспитателей и родителей складывались постепенно в совместной деятельности. Родители были незаменимыми участниками всех дел: начиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, созданием чудесных зимних городков на участке. И всё это они делали вместе с детьми. Вот оно, трудовое воспитание и бережное, заботливое отношение к природе, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям. Не на словах, а на деле.

Итогом этой долгой работы стало проведение собраний и встреч по обмену опытом. Ро-дители уже без стеснения рассказывали о своих победах и достижениях в воспитании, а мы, воспитатели, могли уверенно «учить» молодых, передавая свой накопленный опыт. В процессе общих дел и встреч, шёл «неофициальный» обмен опытом между родителями. Они видели и старались перенять друг у друга интересные семейные традиции, учились не на словах, а на делах.

Воспитатель обладает профессиональными знаниями в области воспитания, а в семье оно происходит естественным путём. Эти две среды необходимо направить в одно русло, чтобы они взаимопополняли друг друга, а не существовали каждая сама по себе.

Исходя из этого, мы разработали проект «Наша дружная семья», который был направлен на формирование активной жизненной позиции и воспитание нравственных качеств родителей и детей группы через организацию совместных дел и досуга.

Мы предположили, что в результате реализации проекта у родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, что приведёт к пересмотру родителями своих взглядов на воспитание в правильном направлении. Работа над проектом будет способствовать нравственному воспитанию родителей и детей. У детей сформируется активная жизненная позиция, направляющая их дальнейшую жизнь.

Цель нашего пректа: воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Задачи:

- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;

- сплочение коллектива детей и родителей;

- развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и детского сада;

- формировать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять.

Этапы работы

Беседа: «Наша дружная семья».

Цель: познакомиться с семьями воспитанников их глазами. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Рисование семьи на ладошке.

Цель: упражнять детей в умении обводить свою ладошку. Развивать творчество, фантазию, желание наделить каждый пальчик образом близкого человека, раскрасить.

Лепка оберега для семьи «Божья коровка»

Цель: познакомить детей с легендой о значении божьей коровки в жизни людей. Воспитывали желание подарить близким людям подарок.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

формировали представление детей о семейных обязанностях и дружеские взаимоотношения в семье.

Оформление зала:Совместно с детьми и родителями оформляли зал для защиты проекта.

Плакаты с пословицами и поговорками и высказываниями.

"Не надобен и клад, коли в семье лад", " Всякой матери свое дитя мило", "Семья в куче - не страшна и туча".

Защита проекта: «Наша дружная семья».

Кульминацией стала защита проекта в ней приняли участие все дети и родители группы. Это был праздник «Наша дружная семья» и звучали здесь стихи, песни, сценки, танцы, в которых каждый из участников смог раскрыть свои творческие способности.

Реализация проекта дала свои положительные результаты. Все семьи стали активными участниками в жизни группы и детского сада, что было отмечено грамотами дошкольного учреждения.

Совместно с родителями мы также организовали кружок «Театральная студия», ставили с детьми музыкально-театральные постановки. Особо интересными были: «Дед Мороз и заяц», «Репка», «Кошкин дом», «Лисичка со скалочкой». Совместная подготовка к спектаклям, изготовление декораций и костюмов, а так же непосредственное участие некоторых родителей в постановках сплачивало и сближало детей и родителей, способствовало раскрытию талантов, о которых они и не подозревали.

Еще одно направление, которое мы выбрали в своей работе – это «Познавай-ка». Этот выбор был неслучаен, поскольку среда развития нашего ДОУ позволяет внедрять ФГОС ДО по социально-личностному развитию. В нашем детском саду созданы условия для этого. У воспитанников формируются навыки социальной направленности, это прослеживается по результатам итогового мониторинга, а так же они показывают хорошие результаты в конкурсах и соревнованиях. Работа по социально-личностному направлению ведется в тесном контакте с родителями и проводится много совместных мероприятий. А доказательством всему этому служит то, что только за последний год копилка наших достижений значительно пополнилась, не считая, предыдущие года.

Надеемся, что дети нас не подведут! Заложенные в них семена нравственности и активности будут прорастать в дальнейшей их жизни!

Публикации по теме:

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС» С установлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровая-обучающая среда в группе ДОУ» Занятие состоит из трёх частей: • организационную • практическую • заключительную Цель: • развивать профессиональное самосознание, коммуникативную.

Педсовет «Воспитательная система ДОУ в условиях реализации ФГОС до» .

Предметная среда в ДОУПредметная среда в ДОУ Организуя предметную среду в групповом помещении, в приёмной, мы старались учитывать все, что будет способствовать становлению базовых.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда является одним из главных компонентов успешной работы. Вопрос организации предметно-развивающей среду в дошкольном.

Развивающая среда в ДОУ Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда в группе Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический.

Экологически развивающая среда в ДОУ Эколого-развивающая среда в ДОУ В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитательная среда в ДОУ»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 08:20
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД