Получи документы

Воспитательное мероприятие «Семейная гостиная» (практический семинар для родителей детей 6–7 лет). Часть I

Татьяна Спирина
Воспитательное мероприятие «Семейная гостиная» (практический семинар для родителей детей 6–7 лет). Часть I

часть 2

Тема: «Семейный этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников»

Цель: Познакомить родителей с содержанием семейного этикета. Задачи:

1. Расширять знания родителей по содержанию семейного этикета.

2. Привлечь родителей к дискуссии о значении семьи в жизни человека и

соблюдении этикета в семье.

Публикация «Воспитательное мероприятие „Семейная гостиная“ (практический семинар для родителей детей 6–7 лет), Часть I» размещена в разделах

3. Создать благоприятные условия для выработки общего воспитательного подхода.

4. Воспитывать у родителей заботливое и бережное отношение к детям, умение поддерживать мир и взаимопонимание в семье.

5. Воспитывать у детей нежное, доброе отношение к родителям, умение проявлять заботу о них.

Семейный этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

В жизни ребенка семья играет очень важную роль, поэтому в педагогической теории и практике воспитания ей уделяется огромное внимание. Последние годы восстанавливается отношение к семейному воспитанию как первенствующему в жизни человека. Именно в семье ребенок получает полноценное воспитание. В ней он растет и развивается, получает необходимые знания, познает окружающий мир. В целях наиболее полного воспитательного воздействия на детей воспитателю необходимо представлять семейные условия, в которых они живут. Педагог может влиять на внутрисемейные отношения с помощью специально организованных бесед с родителями, консультаций по семейному воспитанию, а также обучая детей правилам семейного этикета, которые дети соблюдают как в семьях, так и в детском коллективе. Это обучение происходит наиболее эффективно, если сама обстановка в группе приближена к домашней: мы — одна большая и дружная семья, детский сад — наш дом. Вся жизнь детского коллектива направлена на создание дружеских, доброжелательных отношений с соблюдением правил семейного этикета. Беседуя с воспитанниками об их семейной жизни, мы узнаем, чем занимаются взрослые члены семьи, какой у них характер, что их интересует, как дети помогают своим близким, какие у них отношения с братьями и сестрами. Огромный мир для ребенка сконцентрирован в его семье. Через нее он познает такие понятия, как «коллектив», «родина», «страна», «мир». Для ребенка очень важно ощущать свою семью счастливой, но надо показать ему, в чем именно проявляется семейное счастье.

Семейное счастье создается всеми членами семьи, и этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета : доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор, красивый внешний вид, приятный близким людям. Есть еще одно правило, касающееся дошкольника, он должен предоставлять родителям возможность бывать вдвоем. Можно обсудить с ребенком, как и зачем это делать. Семья укрепляется, если мама и папа испытывают потребность отдыхать вдвоем, вместе ходить в гости или в театр, гулять. Детям следует объяснить, что родители любят своих детей всегда, даже когда их нет рядом.

Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей. Инсценировка сказки «Репка» еще раз напомнит им о необходимости взаимопомощи в семейной жизни. Проводя беседы о значении семьи, можно дать ребятам задание определить, в каких семьях они живут, взяв за основу следующие характеристики: большая (маленькая, полная (неполная, дружная (не очень дружная, веселая (не очень веселая, счастливая (не совсем счастливая) семья. Эти характеристики помогут педагогу увидеть направления его дальнейшей работы с родителями, а ребенку задуматься над тем, что он может сделать для благополучия своей семьи. Следует обратить внимание детей, что неполная семья, в которой нет папы или мамы, не значит несчастливая семья. Если члены такой семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, если в ней хорошо, значит, она счастливая.

Чтение литературных произведений поможет детям осознать важность соблюдения правил семейного этикета. Это могут быть такие стихи и сказки, как «Невидимка» 3. Александровой, «Помощница» А. Барто (о помощи близким людям, «Золушка» Ш. Перро (о взаимной любви членов семьи или ее отсутствии).

Для закрепления правил семейного этикета можно использовать разные занятия и виды деятельности детей, например индивидуальную беседу о родителях воспитанника; изготовление подарка маме и папе к празднику, ко дню рождения; игру в «Дочки-матери»; праздничный концерт для самых любимых и т. д. Ребенка всегда волнуют взаимоотношения его родителей и воспитателя, для него очень важно чувствовать уважительное отношение к родителям со стороны окружающих, и прежде всего воспитателя.

Знакомство детей с первой главой книги Г. Н. Юдина «Главное чудо света», посвященной появлению ребенка на свет, поможет им увидеть взаимоотношения с родителями с новой и важной стороны: он является продолжением мамы и папы, как бы воплощает их обоих в себе. Стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Костецкого «Все начинается с мамы», И. Мазнина «Простое слово», С. Михалкова «А что у вас?», песня о маме Е. Птичкина на слова М. Пляцковского «Ты на свете лучше всех» покажут ребенку, как дорога любому человеку на земле его мама, как важно беречь ее. Инсценировка русской народной сказки «Волк и козлята» поможет еще раз утвердиться в мысли, что мать готова всегда защищать своих детей. Стихотворения С. Капутикян «Спросим папу», Е. Серовой «Не терпит мой папа», песня В. Шаинского на слова М. Танича «Песенка про папу» обратят внимание детей на значение папы в жизни детей. Поэма А. Барто «Медвежонок-невежа» заставит дошкольников задуматься над тем, что о родителях всегда судят по тому, какие у них дети.

Не менее важным в воспитательной работе является вопрос о соблюдении детьми правил поведения с пожилыми людьми — родными, знакомыми и незнакомыми. Необходимо воспитывать у детей уважение к преклонному возрасту, жизненному опыту и мудрости. Нужно не только чтить отца с матерью, но и уважать старость и мудрость. Пусть бабушки и дедушки станут почетными гостями на детских праздниках, таких, как, например, «День мудрости» (в программу этого праздника могут войти различные игры, викторина, веселые аттракционы, концерт внуков, а может быть, и выступления бабушек и дедушек). В содержание концерта можно включить чтение стихотворений А. Барто «Особое поручение», Р. Гамзатова «У меня есть дедушка.», С. Капутикян «Стала бабушка старой.», Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Костецкого «Дай, бабуся, поцелую. ,.», Ю. Тувима «Где очки?», песню Э. Ханка на слова И. Шаферана «Я у бабушки живу.».

Обсуждая вместе сказку Ш. Перро «Красная Шапочка», можно обратить внимание на то, какой заботливой была внучка, которая отправилась в гости к бабушке. Инсценируя русскую народную сказку «Колобок», желательно обратить внимание на то, к чему приводит непослушание. Во время прогулки предложите детям понаблюдать за старыми людьми: как тяжело они идут, как трудно им переходить дорогу или входить в автобус, помогают ли им на улице.

Многие литературные произведения, а также инсценировки различных сказок, в которых герои дружат со своими братьями и сестрами, являются благодатным материалом для понимания значения в жизни человека его братьев и сестер. Можно порекомендовать для обсуждения стихотворения 3. Александровой «Невидимка», А. Барто «Вот так защитник», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», - сказки: русские народные «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Г. Андерсена «Дикие лебеди», «Снежная королева», Ш. Перро «Мальчик-с-паль-чик», Д. Родари «Чиполлино», песню Э. Ханка на слова И. Шаферана «Я у бабушки живу.». У воспитателя есть возможность обратить внимание на доброе и заботливое отношение старших детей, сопровождающих своих братьев и сестер в детский сад. Индивидуальные беседы помогут воспитанникам увидеть значение семейной дружбы в их жизни.

Работа с родителями. Воспитателю следует обратить внимание родителей на то, что именно в детские годы закладываются основы будущей самостоятельной семейной жизни человека. Соблюдение правил семейного этикета способствует созданию и укреплению семейного счастья. Взрослые люди из близкого окружения ребенка могут обсудить с ним важнейшие вопросы развития семьи: что такое семья; для чего нужны папа, мама, ребенок; что нужно делать для того, чтобы семья была счастливой, и т. д.

Семейная любовь и дружба укрепляются через добрые слова, поэтому надо использовать любую возможность, чтобы сказать ребенку, какой он добрый, что папе и маме с ним очень хорошо, что он у них умница и т. п.

Любовь к ребенку проявляется в словах и поступках, в прикосновениях и поцелуях. Нельзя забывать целовать ребенка, прикасаться к нему, гладить по голове. Утром желательно будить его ласковыми поглаживаниями и нежными словами, в течение дня не забыть его обнять. Укладывая спать, обязательно поцеловать, посидеть рядом, держа за руку.

Воспитатель может предложить родителям проанализировать состояние своей семьи: счастлива ли она, хорошо ли в ней взрослым и детям, способствует ли она полноценному развитию ее членов, что можно сделать для улучшения семейной жизни и укрепления семьи. Родители ответственны за будущее семейное счастье ребенка и создают его в своей семье.

Можно проанализировать вместе с родителями высказывание А. С. Макаренко, которое всегда актуально: «Целость и единство семейного коллектива — необходимое условие хорошего воспитания. Оно разрушается не только алиментщиками и «единственными принцами», но и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери. Кто хочет действительно правильно воспитать своих детей, тот должен беречь это единство. Оно необходимо не только для детей, но и для родителей».

Отношения ребенка с родителями во многом зависят от умения взрослых строить эти отношения. Их основу составляет понимание своего ребенка, знание его возрастных и психологических особенностей и возможностей, учет его вкусов и интересов, соблюдение его прав. Своим собственным поведением и отношением к близким и родным людям родители формируют убеждение ребенка в необходимости и целесообразности соблюдения правил этикета в семье.

Родители должны также вызвать у ребенка стремление понимать их, создавать им условия для отдыха, помогать в домашних делах. Дошкольник способен понять, что у взрослых людей, как и у него самого, есть свои интересы, желания. А. С. Макаренко обращал внимание родителей на очень важный факт воспитательной работы : «Отец и мать в глазах детей должны иметь право на счастье в первую очередь».

Именно в семье, внимательно наблюдая за мамой и папой, ребенок учится быть достойным представителем своего пола. Очень важно осознать, что иногда сами взрослые могут способствовать ошибочному осознанию ребенком своего пола. Родители, воспитывая ребенка, закладывают основы его будущей взрослой жизни.

Следует поговорить с родителями о роли бабушек и дедушек

Публикации по теме:

Модель взаимодействия ДОУ с семьей  — родительский клуб «Вместе получится!» родительский клуб- это одна из форм взаимодействия родителей с участниками образовательного процесса, способствующая повышению уровня социально.

Тематическая неделя «Моя семья, ее традиции и этикет. Мои друзья»Тематическая неделя «Моя семья, ее традиции и этикет. Мои друзья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательное мероприятие «Семейная гостиная» (практический семинар для родителей детей 6–7 лет). Часть I
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 18:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД