МААМ-картинки

Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Светлана Анатольевна Стадник
Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь детей дошкольного возраста в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Публикация «Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Очень часто к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Типичные возрастные несовершенства звукопроизношения у детей трехлетнего возраста :

1. смягченное произнесение согласных: «сюмоцька» - сумочка, «зюби» - зубы; и наоборот, замена мягких фонем твердыми: «тота» - тётя, «мыська»;

2. шипящие фонемы заменяются на свистящие: «масына» - машина, «суба» - шуба;

3. отсутствие звука [Р] : «ыба» - рыба, «ука» - рука или замена звука [Р] другими звуками ([Л], [В], [Й], [Р']) : «ломашка» - ромашка, «вот» - рот, «йак» - рак, «кувтка» - куртка;

4. смягчение звука [Л] : «лямпа» - лампа, «лёська» - ложка; замена звука [Л] звуком [Й] : «йампа» - лампа;

5. отсутствие или замена звуков [К], [Г], [Х] : «дуси» - гуси, «тот» - кот.

Также, в этом возрасте детям трудно дается произношение слов со стечением согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, особенно в длинных и новых словах: «ципёнок» - цыпленок, «мацик» - мальчик, «писин» - апельсин.

К 4-5 годам многие дети правильно произносят звуки родного языка.

Каковы же условия формирования у детей навыков правильного произношения?

Мы уже говорили о том, что возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Взрослым не нужно подражать речи маленького ребенка и сюсюкать с ним. Это вовсе не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, а наоборот надолго закрепляет его недостатки.

Родители детей побуждают заучивать слишком трудные для их возраста и возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Знакомить дошкольников со звуками речи целесообразно в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з - песенка комара, с - песенка водички, ж - жужжание жука, пчелы, р - работа мотора самолета, автомобиля, ш -шипение сердитого гуся и т. п.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинъ-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М. : Просвещение, 1989.—223 с. : ил.

2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.

Публикации по теме:

Возрастные характеристики детей дошкольного возраста Возрастные характеристики детей дошкольного возраста (материал для родительского уголка) b]Возрастная характеристика детей 2-3 лет[/b] Физическое.

Опыт работы «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии.

Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно: много.

Родительское собрание «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один.

Возрастные характеристики детей младшего и среднего дошкольного возраста Возрастная характеристика детей 3-4 лет. Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег,.

Консультация «Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста» Возрастная характеристика детей 5-6 лет Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно.

Возрастные и психологические особенности детей 3–4 лет дошкольного возраста Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет дошкольного возраста. В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится.

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста У каждого ребенка отмечается свой путь и темп развития. Но, несмотря на это, есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей. Это.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 14:03
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД