Лучший педагог года

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Евгения Аншакова
Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

У детей способность к познанию окружающих предметов в значительной степени связана с развитием действий руки.

Развитие ребёнка первого месяца жизни определяется его анатомо-физиологическими особенностями. Ни один из органов и систем не заканчивает к моменту его рождения морфологического и функционального развития. На протяжении первого месяца жизни сохраняется гипертонус мышц рук, ног и общая двигательная активность. С первых дней своей жизни ребёнок-новорожденный выполняет множество разнообразных движений, однако, эти движения непроизвольные. Руки малыша сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны.

Публикация «Возрастные особенности развития мелкой моторики рук» размещена в разделах

Собственная рука в этот период бывает «одним из главных предметов, на котором останавливается взгляд малыша».

Далее в процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Об этом достаточно полно рассмотрено И. В. Шаповаленко «Возрастная психология (психология развития и возрастная психология.

Руки ребёнка второго месяца ещё сжаты в кулачки. Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата, только рефлекторный захват.

Третий месяц. Руки большей частью сжаты в кулачки, но, если вложить в них что-либо, пальцы ухватят, и будут держать решительно и осознанно. Однако большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто.

В период от трёх до шести месяцев отмечается динамика анатомо-физиологических показателей. С четырёх месяцев исчезает физиологическая гипертония мышц. Движения ребёнка становятся более сформированными и свободными. Пальцы малыша не сжаты. Он любит играть с пальцами, умеет держать погремушку. Захват примитивный, большой палец не участвует в захвате.

Таким образом, в пять-шесть месяцев ребёнок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Подчёркивая важность овладения схватыванием предметов, психологи пишут: «Хватание и ощупывание предметов имеют большое значение не только для развития мелкой моторики, но и мышления». Е. О. Смирнова отмечает, что «овладение схватыванием предметов дает начало новой, манипулятивной деятельности».

На протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Девятый месяц физиологи и психологи называют скачком в развитии мелкой моторики. Тип захвата – нижний, «пинцетный». Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца. У детей в этом возрасте отмечается значительное развитие активных согласованных движений, подготавливающих ребёнка к самостоятельному стоянию и ходьбе. В движениях рук преобладает правая рука, в особенности указательный палец; мелкие предметы дети берут двумя пальцами.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за верёвочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет. С предметами малыш «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведерком носит песок. Нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ребёнок постоянно и активно изучает все доступные вещи. Пытается рисовать, писать – чиркает карандашом по бумаге. Е. О. Смирнова заключает: «Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребёнка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода».

На втором году жизни сохраняется достаточно быстрый темп физического развития. В первом полугодии второго года жизни ребёнок начинает активно двигаться. Большинство детей начинают ходить. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, то есть использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. Действия с предметами, которыми овладел ребёнок на первом году, приобретают большую координацию: ребёнок лучше справляется с вкладными игрушками, с кубиками, легко подражает показываемым действиям. Ребёнок опускает мелкие предметы в коробку с отверстиями; перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; строит башню из двух кубиков; рисует каракули.

Ребёнок второго полугодия второго года жизни в своём развитии значительно продвигается вперёд. Продолжают развиваться движения пальцев рук. Ребенок пытается «рисовать», карандаш удерживает кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто. При занятии со строительным материалом, может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; листает книгу по одной странице; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию.

Факты показывают, что дети уже в возрасте от полутора года до двух лет, несмотря на их ограниченные моторно-координационные возможности, могут перейти к орудийным способам действия. Процесс овладения палкой как орудием у ребёнка раннего возраста характеризуется переходом от преимущественной активности руки в локтевом суставе к большой активности кисти.

Третий год жизни ребёнка – завершающий период раннего детства. В этот период замедляются интенсивный физический рост и развитие, столь характерные для первых двух лет. Тело ребёнка становится более пропорциональным, стройным, движения – точными. Третий год жизни – это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел малыш на предыдущих этапах. Более координальными становятся движения рук, пальцев. Предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка находятся в постоянном движении, в работе. На третьем году ребенок может почти самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно ест ложкой и вилкой; пьёт из чашки держа её одной рукой. Он начинает владеть карандашом. Причём карандаш удерживается пальцами, запястье при этом прямое, а предплечье с кистью двигается как единое целое.

На четвёртом году жизни ребёнка постепенно хаотичные восприятия, накопленные за предыдущие три года жизни, начинают систематизироваться и упорядочиваться.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Это возраст пяти лет. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Письмо называют базовым навыком, то есть навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела. Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук«Волшебный куб» для развития мелкой моторики рук Детям всегда интересно играть в то, что сделано своими руками. Для того, чтобы разнообразить коррекционный процесс для своих детей я связала.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Добрый день!Хочу поделиться самодельными играми на развитие мелкой моторики. Для изготовления необходимо:рисунок животного,коробка от.

Книга для развития мелкой моторикиКнига для развития мелкой моторики Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья!Сегодня я хочу показать книгу, которую я сшила в прошлом году для своих малышей. Эта книга для.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Пособие для развития мелкой моторикиПособие для развития мелкой моторики Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и.

Пособия для развития мелкой моторики рукПособия для развития мелкой моторики рук Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 11:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД